Первый раз в первый класс: радость или разочарование?

1 сентября 2016
2938

Анна Крайнова

Семейный и детский психолог, клинический психолог

Школа. 1-е сентября. С интересом, страхом, гордостью стоят нарядные первоклашки. Рядом радостно суетятся их родители… И те и другие полны ожиданий. Как-то сложится эта новая «взрослая» школьная жизнь?

Позади волнения и поиски «правильной» школы – наиболее подходящей для вашей семьи и вашего ребенка.

Чтобы поближе или посолиднее, попроще или с хорошими традициями, опытными преподавателями или инновационными программами, душевной атмосферой или «на слуху» с отличным рейтингом и престижем.

Сколько людей, столько мнений. Каждый сам выбирает критерии качества образования своего чада, соотнося их с целями и возможностями семьи.

Что же действительно важно для наших малышей?

Не нужно забывать, что помимо основного предназначения школы – насытить ребенка знаниями, не менее важно воспитание его духовных качеств и создание условий для поддержания интереса к учебе. Если говорить простым языком: важно не отбить желание учиться и помочь вырасти хорошим человеком.


Решает ли эти задачи современная школа? Не везде и не всегда. К сожалению. Чаще, именно об индивидуальности каждого взрослеющего человечка в школьной системе напрочь забывают.

А ведь помимо учебы в жизни каждого школьника случаются взлеты и падения. И зачастую ребенок остается один на один с совсем недетскими проблемами.

Например, у первоклашки, который еще не успел привыкнуть-садаптироваться к новым жизненным обстоятельствам, маму кладут в больницу или рождается младший братик или сестренка и он, наряду со взрослыми, делит домашние хлопоты и бессонные ночи, не говоря о том, что переживает потерю их былого внимания.

Или дома ссоры, а то и вовсе развод любимых родителей. Приходит такой ребенок в школу…- портфель толком не собран (проследить было некому), уроки не сделаны, одевался САМ «из того, что было», что называется, голова занята, чем угодно, только не учебой, потому что он расстроен, что нормально в данной ситуации, а «добрый внимательный» учитель, не вникая в обстоятельства, «ставит на вид», пишет гениальное по своему содержанию послание родителям в дневнике, ругает перед всем классом, поощряя насмешки одноклассников, ставит двойку и, в догонку, на долгие годы навешивает ярлык «двоечника», «плохиша», «неудачника».


А ребенок нормальный и очень даже себе способный. Просто в данный момент сложившаяся ситуация требует понимания и другого отношения. Ведь когда не удовлетворенной остается базовая потребность в безопасности, думать «о высоком» не получится даже у очень волевого взрослого человека. Какая контрольная, когда мир вокруг рушится?

Что и говорить, что подобное поведение учителя на корню подрывает само желание идти в школу и мотивацию делать что-то. Кто-то из детей горько расплачется в туалете. Кто-то перестанет верить в себя. Кто-то яростно подерется на перемене. В зависимости от характера и темперамента. Но и в том и в другом и третьем случае, ребенку придется нелегко. Он останется одиноким и непонятым.

Совсем по-другому малыш будет себя чувствовать, если учитель, заметит его состояние, и, понимая ситуацию ребенка, похвалит его за самостоятельность. Да, забыл одну тетрадку, но остальное-то собрал, САМ(!), делал, старался! Помочь, понять, поддержать, где надо похвалить, и крылья вырастают,- все начинает получаться.
В этом и есть суть настоящей педагогики и индивидуального подхода.

Вот почему важно выбирать не школу, а учителя! Образ Первого педагога остается в нашей памяти на всю жизнь. И доверять ему дОлжно, как самому себе. Ибо доверяете вы ему свое самое дорогое.


К сожалению, школьные психологи, входящие в состав приемных комиссий, чаще проверяют наличие готовности к школе, мотивированность к учебной деятельности, сформированность основных навыков от усидчивости до способности к запоминанию.

Мало кто занимается оценкой личностных качеств и подбором педагога в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Поймите меня правильно: педагог может быть замечательный, но контакт именно с вашим ребенком может быть затруднен.

Например, ребенок домашний, робкий, ранимый, эмоциональный попадает в класс активного, «громкого», сильного учителя, совмещающего к тому же должность преподавателя младших классов с деятельностью завуча школы. А потому приветствующего участие во всех школьных мероприятиях, выступления, активность. Случится ли контакт между ними? Ведь часто нам нравится в других то, что близко по духу нам самим.

Если вы переживаете относительно школьного будущего вашего малыша, сомневаетесь к кому отдать ребенка, хотите помочь ему быстро и без лишних волнений установить хороший контакт с учителем.

Если вы видите, что при поступлении оцениваются знания и умения без учета индивидуальности вашего сына или дочки, лучше дополнительно проконсультироваться с профессиональным детским психологом, который поможет вам сделать правильный выбор. А вашему ребенку приобрести положительный опыт знакомства со школой и стать успешным в новой для него жизни.


Примеры из практики:      
          
Мальчик. 7 лет. Первый класс. В семье только что родился второй ребенок. Стал приходить домой из школы расстроенным. Отказываться идти на занятия и делать домашние задания со словами: «А все равно я тупой. У меня ничего не получится!»

На консультации выясняется, что учитель недоволен тем, что ребенок забывает дома школьные принадлежности и делает не все уроки. У мамы не всегда есть время проверить рюкзак и тетрадки. Особо мальчику запомнилась следующая ситуация: однажды, он забыл тетрадь для контрольных работ. Побоялся сказать о том учителю и написал работу на листочке. Реакция учителя была следующей: не проверяя работу, перечеркнув написанное красной ручкой, вернула ее малышу со словами: «Ничего ты не умеешь! Только мать расстраиваешь! Не буду проверять, - в следующий раз нормальную тетрадь принесешь и сделаешь, как все!»

Кстати, перечеркнутое, как позже оказалось, было все правильно решенным! Чему «научил» ребенка данный Урок?
         
Не уважению к чужому труду? Пониманию того, что он ничего не умеет, кроме как расстраивать свою маму? Чему угодно, только не тому, чего в действительности добивался учитель: правильно собирать портфель и не забывать свои вещи.


Была проведена беседа с учителем и родителями. По результатам которой ребенка перевели к другому преподавателю, что значительно повысило успеваемость, веру ребенка в свои силы и желание ходить в школу.

Также малыш с мамой ВМЕСТЕ в форме игры придумали разные «напоминалки», которые научили ребенка собирать рюкзак и не забывать о заданных уроках и нужных тетрадях. У мамы это занимало не так много времени, зато повысило качество и эффективность общения между ней и сыном.

Другой пример:

В первом классе урок русского языка. Контрольный диктант. Но ребята никак не угомонятся после переменки. Только что стало известно, что одна девочка, их одноклассница, сегодня у школы поскользнулась и попала в больницу в тяжелом состоянии. Все очень переживают за нее.

Учитель, видя волнение детей, решает поменять тему урока: вместо проверочной работы, все пишут первое в жизни сочинение «Письмо Олечке». И вмиг в классе звенящая тишина. Все старательно заняты делом. И пусть в работах много грамматических ошибок! Главное, в них столько заботы, души и любви к ближнему!

Не пройти мимо чужого горя, научиться чувствовать и сопереживать – на каких уроках этому учат?!

С огромной благодарностью всем Учителям с большой буквы.   

Метки: Воспитание,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём