Почему важно развивать эмоциональный интеллект?

18 июля 2016
16409


Автор: Инга Драгун, практикующий психолог, психолог-тренер.

В упрек неудачникам часто говорят: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?». Вам наверняка доводилось встречать людей «семи пядей во лбу», которым вопреки их высокому интеллекту ни в чем не удается преуспеть.

Вероятно, для построения успешной карьеры ума, в его традиционном понимании, недостаточно. Для объяснения этого феномена психологами предложена оригинальная теория, а на ее основе – набор практических приемов самосовершенствования. Согласно этой теории, залогом жизненных успехов выступает так называемый эмоциональный интеллект.

В нашей стране эта теория известна в основном в фрагментарном, поверхностном изложении практикующих тренеров, которые, чутко уловив современную тенденцию, уже активно предлагают соответствующие тренинги всем желающим.

Большинство источников приписывают авторство теории эмоционального интеллекта и самого этого понятия американскому психологу Дэниэлю Гоулману. Если судить по начальным этапам его карьеры, состояться, как ученому-психологу Гоулману долго не удавалось, и он находился в Гарвардском университете в роли приглашенного преподавателя.


Но отсутствие научного таланта с лихвой компенсировалось другим его даром – Гоулман неплохо владел пером. Несколько лет он работал редактором научно-популярного журнала «Psychology Today», а также выступал обозревателем солидной газеты «Нью-Йорк Таймс», специализирующейся на психологических проблемах.

Чутко отслеживая достижения и открытия своих более удачливых коллег, Гоулман регулярно отражал их на газетных страницах в ярких, доступных широким читательским массам обзорах. Параллельно он написал и несколько научно-популярных книжек, которые были встречены публикой в целом благосклонно, но бестселлерами не стали.

Поворотным моментом в карьере Гоулмана стала публикация в 1995г. книги «Эмоциональный интеллект – почему он может быть важнее, чем IQ». Книга стала настоящей сенсацией, полтора года не покидала верхних строчек в американском рейтинге бестселлеров, была переведена на 30 языков. К настоящему времени в США продано уже более миллиона экземпляров этой книги, а во всем мире – свыше 5 миллионов, что за несколько лет превратило скромного преподавателя и редактора в мультимиллионера.


Во все времена принято было считать, что успех в любой сфере человеческой деятельности требует немалого ума. Умный человек сумеет отыскать решение любой проблемы и в силу этого преуспеет на любом поприще. 

Недостаточно умный обречен на отставание и прозябание. Эту тривиальную мысль афористично выразил Джордж Галифакс: «Где недостает ума, там недостает всего». В то же время ум традиционно отождествлялся со способностью к аналитическому рассуждению и противопоставлялся аффективной сфере.

В начале ХХ в. были изобретены казалось бы весьма надежные инструменты измерения ума – интеллектуальные тесты. В качестве количественного показателя был принят широко ныне известный IQ. Многочисленные исследования продемонстрировали, что этот показатель является стабильным и неизменным.

Хотя известны примеры того, что IQ можно немного повысить (в частности, за счет создания особой образовательной среды и использования особых приемов обучения), но попытки его значительного повышения всякий раз оказывались практически бесперспективными.

Исследования одаренных детей, начатое под руководством Л. Термена еще в 20-е годы, весьма убедительно подтвердило закономерность, подсказываемую здравым смыслом: высокий IQ является залогом всяческих жизненных успехов – начиная от школьной успеваемости и кончая отметками по всевозможным взрослым «предметам», таким как социальное положение и достаток.


Иными словами, социальное расслоение вполне сопоставимо с распределением IQ в человеческой популяции.

Долгое время, однако, никто не придавал значения факту, также весьма очевидному.

Если присмотреться, кто же достигает наибольших успехов в обществе, становится ясно – интеллектуалы первенствуют далеко не всегда. Даже наоборот – чаще всего они ходят в подчинении и принимают скромное жалованье из рук тех, кто в школьные годы не отличался высокой академической успеваемостью.

Вчерашние ученики, которых школьные учителя упрекали за неуспеваемость, сплошь и рядом становятся хозяевами жизни. Самый яркий пример – один из бывших президентов Соединенных Штатов, чей IQ равен 95, то есть не дотягивает даже до средней нормы. По этому поводу здравомыслящие американцы шутят: «С IQ=95 вас не возьмут секретаршей в Белый Дом, однако кресло президента вы вполне можете занять».

Этому феномену Дэниэль Гоулман предлагает простое объяснение. По его мнению, способности, измеряемые традиционными интеллектуальными тестами, определяют всевозможные жизненные успехи лишь в очень малой мере – процентов на двадцать.


Главное значение имеют совсем иные качества, совокупность которых Гоулман назвал эмоциональным интеллектом.

К этим способностям относятся умение разбираться в своих чувствах, отдавать в них себе отчет и выражать адекватно, сообразно сложившейся ситуации. То же относится и к чувствам других – человек с высоким эмоциональным интеллектом умеет их тонко распознавать и учитывать в межличностном взаимодействии.

Это лучше удается экстравертам, интроверты в этом не так сильны. Важным качеством выступает адекватная самооценка, позволяющая человеку наиболее выигрышно использовать в поведении свои сильные стороны и намеренно затушевывать слабые.

Эмоциональный интеллект, по Гоулману, включает также мотивационную составляющую – стремление к достижениям, активность, инициативу, подчинение эмоций реализации намеченных целей, а также общий оптимистичный подход к жизни.

Выделяются также необходимые общественные умения – способность вызывать у других желаемую реакцию, достигать взаимопонимания, сотрудничать, побуждать других к достижению значимых целей. Способность культивировать положительные эмоции не только у себя, но и у окружающих – важное свойство эмоционально интеллектуальных людей.

Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества.

Еще в Библии, в Книге Притчей, мы находим примеры эмоциональной мудрости человечества: «У глупого тотчас же выскажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбления»; «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует»; «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает»; «Долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собой лучше завоевателя города».


Экклезиаст учит: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше».

Современные философы вслед за мыслителями древности подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности — открытости человека своим эмоциональным переживаниям, связывая ее возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта.

Приведем в подтверждение этого актуальное для темы нашего исследования высказывание Ошо: «Чтобы интеллект преобразовать в разум, абсолютно необходимо открыть сначала свое сердце. Разум — это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем».

В последнее время термин «эмоциональный интеллект» пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по-прежнему не существует четкого определения этого понятия.

Впервые обозначение EQ — коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта — ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он. В 1990 году Джон Майер и Питер Сэловей ввели понятие «эмоционального интеллекта».

Вместе с Дэниэлом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта. Существует большое количество определений эмоционального интеллекта.

Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ», например, определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды».

Дэниэл Гоулман — как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими».


Эмоциональный интеллект — это способность осознавать свои эмоции и эмоции другого, способность управлять своими эмоциями и эмоциями другого и на этой основе строить наше взаимодействие. Высокий эмоциональный интеллект сам по себе может и не являться надежным предсказателем успешности в работе.

Однако он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха. Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями.

Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.

Весь двадцатый век прошел под эгидой «обычного» интеллекта, IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни. Наши люди раньше американцев усомнились в правильности этой теории, задавая вопрос: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?».

Дэниэль Гоулман в своей книге представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Гоулман объясняет это тем, что для того, чтобы попасть в менеджеры, необходимо обладать определенным уровнем IQ. Он нужен вам для того, чтобы поступить в университет, например. Поэтому все менеджеры обладают определенным уровнем IQ.

А для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице, надо уже что-то другое. Когда в многочисленных исследованиях сравнивали, чем же лидеры-"звезды" (8) отличаются от средненьких менеджеров, то исследования стали указывать на способности другого рода, связанные с пониманием и управлением эмоций. В Америке сейчас даже стало популярным такое высказывание: «Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру».

Теория эмоционального интеллекта в первые месяцы ошеломила бизнесменов, опровергая одну из главных идей успеха в двадцатом веке: «Эмоциям не место на работе». В своей книге Гоулман убедительно доказывает, что наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице.

Еще за 100 лет до нашей эры философ Паблиус Сирус сказал: «Управляйте Вашими чувствами, пока Ваши чувства не начали управлять Вами».

Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать значительно более эффективно. При этом важным моментом в этом подходе является то, что эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями.

Привлекательность подхода эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями — это навык, который можно нарабатывать и развивать, что на данный момент подтверждается данными научных исследований. 

Почему так важно развивать эмоциональный интеллект?

Ответ дают многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией.

Алекситимия — затруднение в осознании и определении собственных эмоций. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое здоровье.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
  • умением контролировать свои чувства; 
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции; 
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их); 
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения; 
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему. 
Эмоциональный интеллект повышается по мере приобретения жизненного опыта, возрастая в период юности и зрелости. Для развития эмоциональной компетентности и владения эмоциями очень важно совершенствовать процесс восприятия и эмоциональную оценку действительности.

Существует два основных способа восприятия окружающей действительности – ассоциированный и диссоциированный. Ассоциированный подход означает, что человек находится внутри переживаемой ситуации, смотрит на нее своими глазами и имеет непосредственный доступ к собственным эмоциям.

Диссоциированный метод позволяет оценить событие как бы со стороны, вследствие чего человек теряет связь с чувствами и переживаниями, которые имели место в реальной ситуации.

Чтобы перестать испытывать негативные эмоции и дискомфорт, многие специалисты рекомендуют диссоциироваться от тревожного, неприятного воспоминания. Для этого нужно мысленно выйти из ситуации переживания и посмотреть на это событие со стороны.

Просматривая в воображении фильм о самом себе, можно уменьшить яркость изображения, заменить цветные образы на черно-белые. В результате подобных действий неприятная ситуация постепенно перестает волновать человека, что позволяет впоследствии вернуться к ней и спокойно проанализировать все свои действия.

Очень эффективна и обратная процедура ассоциирования с приятными воспоминаниями. Каждый может вспомнить множество событий, которые были сопряжены с позитивными эмоциями и приподнятым настроением. Для того чтобы вернуть себе свежесть радостных воспоминаний, достаточно вновь войти “внутрь” некогда приятного события, увидеть его собственными глазами и постараться пережить опять, которые находятся в прямой зависимости от мышления.

Благодаря мышлению и воображению у человека могут возникать различные образы прошлого и будущего. Поэтому тот, кто управляет своим воображением, хорошо владеет и своими эмоциями.   

Источник

Метки: Коммуникации, Эмоциональный интеллект,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём