Реклама

Подросток – это не сложный возраст, это сложная жизнь

23 Апреля 2020
3667


Автор: Борис Немиринский практикующий психолог, гештальт-терапевт.

В данный момент тема подросткового возраста очень популярна. Родители пытаются понять, как им обращаться с собственными детьми, которые ещё недавно были такими послушными и понятными и вот уже имеют собственные секреты, пытаются отгородиться, становятся замкнутыми и агрессивными. Несмотря на то, что описанные изменения являются типичными и распространенными, они пугают и заставляют тревожится даже самых подготовленных родителей. 

О подростках пишутся статьи, издаются книги и все бы ничего, если бы не одно "НО". Действительно полезной информации в этом потоке не много. На просторах интернета можно также встретить предложения о тренингах и обучающих курсах для родителей, но ведут их сейчас "все, кому не лень", т.е. ведущий может оказаться человеком со слабой профессиональной подготовкой и без опыта реальной работы с подростками. 
Реклама

Беда множится ещё тем, что подобные "профессионалы" иногда только поддерживают и распространяют вредоносные мифы о подростковом возрасте. В этой статье я постараюсь изложить в простых и понятных тезисах свой пятилетний опыт работы подростковым психологом. 

1. Не стоит равнять подростков с детьми 

В нашем обществе принято "инфантилизировать" подростков, считая их просто "распоясавшимися детьми". Недостаток дисциплины – вот основное объяснение, к которому прибегает большинство школьных учителей. Помимо того, что подобное "равенство" – это безупречный способ мгновенно вывести из себя любого человека в возрасте от 12 до 17 лет.

Предъявлять себя как дети они не смогут, даже если сами того захотят, так как в ответ рискуют получить внушительную порцию отвержения от сверстников и негодования от взрослых.

2. Гормоны – это не объяснение 

Физиологи любят связывать особенности поведения подростков с возрастными изменениями в организме. Согласен, что эмоциональные скачки, связанные с меняющимся гормональным фоном, повышенная возбудимость и отсутствие опыта обращения с возникающим сексуальным влечением сильно усложняют жизнь, но, по моему опыту, все это скорее является отягощающими факторами, а не причиной. 
Реклама

3. Подростковый возраст – это в первую очередь сложная социальная ситуация 

В рамках работы в ПЦ "Перекресток" мне приходилось проводить тренинги для школьных учителей по особенностям подросткового возраста. Мои объяснения психологических особенностей подросткового возраста выглядели приблизительно так: представьте, что Вас внезапно повысили по службе и назначили на должность директора школы. 

Это повышение в должности не было для Вас ожидаемым событием. Это произошло именно внезапно. И теперь все ваши слова, поступки и действия имеют гораздо более серьезные последствия, чем вы привыкли. Более того, Вас никто не познакомил с должностной инструкцией и не передал Вам дела от предыдущего директора, а Вам, тем не менее, необходимо соответствовать ожидания окружающих вас людей. 

Вы должны исполнять обязанности директора школы, представления о которых у вас пока довольно смутные, опыта нет никакого, а отказаться Вы не имеете права. Такая ситуация сопровождается невероятным уровнем эмоционального напряжения. Скорее всего в будущем вы научитесь со всем этим справляться без особого труда. Но пока вы будете приспосабливаться к новым условиям и жить в этом напряжении, вы успеете "покусать" всех вокруг, кто "подвернется вам под руку". 
Реклама

В такой же ситуации оказывается и подросток, когда на него вдруг сваливаются новые правила и ответственность, с которыми он пока не знает, как обходиться. Социум же требует, чтобы он соответствовал этим правилам и успешно исполнял свои обязанности. Кому-то удается легко и в короткий срок приспособиться к новым требованиям, а кому-то это дается тяжелее. 

Подростки переживают этот период своей жизни, находясь в большом напряжении. Любое даже нечаянно брошенное слово может восприниматься ими как обидное или оскорбительное. Именно этим напряжением и объясняется значительная часть особенностей поведения подростков и трудности, возникающие в общении с ними.

4. Они находят самые неожиданные способы снятия напряжения 

1. Резать себя. Вы удивитесь, но нанесение себе порезов в основном делается с целью получить сильную эмоциональную разрядку за счет острой боли. Хотя большинство подростков, прибегающих к такому методу снятия напряжения могут выглядеть депрессивными, это поведение не обязательно означает собственно суицидальные попытки.

2. Тихие истерики. Запереться в комнате и "рыдать в подушку", взять ножницы и изрезать себе часть своей одежды, постричь челку, а потом "замести следы". Когда родители обнаруживают "следы" подобных способ эмоциональной разрядки, они пугаются не меньше, чем в первом случае.
Реклама

3. Курение и алкоголь. В основном это курение, конечно. Алкоголь подростки пробуют, чаше для того, чтобы пережить новые ощущения.

4. Залипание в интернете, видеоигры, чтение, киноманство и прочие виды эскапизма (ухода от реальности)

5. Драки, экстремальные увлечения.

6. Бесцельное и бездумное гуляние, во время которого подростки могут потерять счет времени, и ориентировку в пространстве, т.е. заблудиться.

7. Обжорство, переедание сладкого, голодание.

Если Вы обнаружили у подроста описанные способы снятия эмоционального напряжения, то следует подумать о более продуктивной альтернативе. Полезными могут оказаться занятия спортом, творческие кружки, изучение прикладных ремесел.

К сожалению первая реакция взрослых (родителей, учителей), напуганных "нестандартным" поведением ребенка, чаще всего адресована к стыду. Стыдить подростка– это способ воспитания, который редко приводит к желаемым результатам. 

Если подростка все время стыдить, то скорее всего он станет ещё более скрытным и будет вынужден прибегать к все более деструктивным способам эмоциональной разрядки. 

5. Риск и тестирование границ – необходимый процесс 

Специалисты в один голос твердят, что рискованное и нарушающие чужие границы поведение является особенностью поведения подростков, однако редко вдаются в причинно-следственные связи. 

Возвращаясь к пункту 3 "подростковый возраст – это новая социальная ситуация", возникает вопрос: каким способом к ней приспособиться? В период любого кризиса или резких жизненных изменений главной задачей становится выяснение своих новых возможностей и ограничений. 

Особенность подросткового кризиса связана с тем, что его социальные отношения резко усложняются. Например, если делать то, что хотят от тебя учителя – могут не понять сверстники; если ориентироваться только на сверстников – может попасть от родителей; если делать всё домашнее задание – то времени на личную жизнь не останется, если не делать – то накажут родители и погулять всё равно не получится; лучше говорить с родителями о том, что происходит в твоей жизни, но есть вещи, которые им лучше не знать. 

И самый главный вопрос, усложняющий всё в квадрате: как приспосабливаясь к требованиям всех окружающих не забыть при этом про свои чувства и потребности? 

Находясь в поиске правильных решений и компромиссов подростку приходиться постоянно экспериментировать: рисковать → огребать → делать выводы. Только тестируя чужие и свои границы можно обрести внутреннюю устойчивость. Именно поэтому подросткам необходимы взрослые с устойчивыми личными границами.

Если значимые взрослые будут с уважением относится к границам подростков – подростки будут отвечать тем же. Если Вы будете устойчивы в отстаивании собственных границ – ожидайте, что подростки тоже будут отставить свои и, возможно, в начале не всегда там, где это нужно. Однако, именно этот навык поможет им в последствии не ввязываться в действительно опасные истории. 

6. Они не дураки

Речь не о том, что существует много взрослых, которые считают детей недалекими. Речь о том, переход из детства в подростковый возраст всегда переживается взрослыми как слишком быстрый и неожиданный, поэтому подготовится к нему практически невозможно даже если нынешний подросток не первый ребенок в семье. 
Реклама

В итоге получается, что все играют в такую социальную игру: родители делают вид, что некоторых вещей не существует, а подростки делают вид что о них не знают. Или другой вариант развития событий: родители опасаются, что их дети настолько зависимы и доверчивы, что попросту не смогут противостоять соблазнам жизни за пределами домашних стен. Но чаще всего – оба варианта вместе. 

По моему опыту, если организовать дискуссию на острые темы (наркотики, насилие, ранняя беременность и т. д.) взрослых и подростков, то взрослые почти наверняка удивятся рассуждениям подростков. В ходе таких дискуссий выясняется, что подростки не только в курсе подобных вещей, но и почти наверняка уже имеют сложившуюся позицию по отношению к ним. И позиция эта оказывается гораздо сложнее, чем лозунги на подобии: "наркотики – это плохо", "драться – нехорошо". Некоторым родителям иногда бывает достаточно познакомиться с позицией своих детей по этим вопросам, чтобы успокоить свою тревогу. 

7. Если оставить подростков в покое, Вы не перестанете быть им нужны 

Возможно это один из самых сложных пунктов. Отстранение подростков почти всегда тяжело переживается их родителями. Некоторые родители даже начинают чувствовать себя просто обслуживающим персоналом, живыми банкоматами и невольными мучителями для своих детей.

Я практически не сталкивался с подростками, которые действительно хотели, чтобы родители отстали от них навсегда. Для подростков одинаково важна как возможность самостоятельно регулировать дистанцию общения с родителями, так и уверенность в том, что они в любой момент могут обратиться к родителям за помощью.

Подростки хотят быть самостоятельными и успешными, но не стоит ожидать что это у них все будет получаться сразу, но Ваше доверие и уверенность в том, что они могут справиться сами, будет их поддерживать. 

8. Им необходимо быть "нехорошими" 

Одно из важных изменений в жизни подростков связано с необходимостью самостоятельно обеспечивать свою безопасность. И делают они это осваивая навыки отстаивания личных границ. Эти навыки тренируются при любом удобном случае, где надо и, где можно было бы обойтись. Страдают в процессе тренировки в основном те, кто ближе: родители, родственники, друзья и пр.

Процесс формирование навыков, описанный ещё Л. С. Выготским, происходит как переход от внешнего к внутреннему. Иными словами, прежде чем научится быть спокойным и уверенным в себе, нужно потопать ногами, покапризничать, потолкаться и т.д. 

Поэтому в работе с подростками, в особенности с группами, одним из самых важных аспектов я считаю создание специального пространства, где они могли бы отрабатывать все необходимые социальные навыки, экспериментировать, пробовать и ошибаться.

Источник

Метки: Подростковый возраст,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём