Работа и профессия – огромная часть нашей жизни. Эта та сфера, в которой мы реализуем свои таланты, навыки, где мы, как в любых отношениях – отдаем нечто важное и не менее важное получаем взамен. Поэтому каждому высокоорганизованному человеку хочется быть полезным в своей деятельности и получать удовольствие от своей работы на профессиональном поприще. Так, многие в определенный момент жизни сталкиваются с неудовлетворенностью своей работой, при этом не знают, с чего начать распутывать этот запутанный клубок сомнений.
Компетентность
В первую очередь при поиске и смене работы стоит обратить внимание на наличие у себя определенных компетенций и желание осваивать новые. Каждая должность подразумевает наличие у человека определенных компетенций:
- Мотивация;
- Ответственность;
- Внешняя или внутренняя референция;
- Ориентация на процесс или результат;
- Ориентация на процедуры или возможности;
- Фокусировка на содержании или окружении.
Реклама

- 50% внешней и 50% внутренней референции. Закрывая вакансию, менеджер по подбору персонала обязан учитывать предъявляемые заказчиком требования к будущему сотруднику, то есть ориентироваться на заказчика (внешняя референция) однако, часто бывает так, что требования и реалии рынка не совпадают и тогда менеджеру по подбору персонала необходимо донести свою точку зрения (внутренняя референция) таким образом, чтобы его услышали.
- Фокусировка на результате, потому что в работе менеджера по подбору персонала, результат его работы – закрытая вакансия и не очень важно для заказчика как сотрудник организовывал процесс работы.
- Ориентация больше на возможности, чем на процедуры. Процедуры – это регламент, а менеджеру важнее искать новые варианты решения задачи, чем следовать привычному и запланированному.
- Выбор окружения в большей степени, чем содержания. Ориентация на окружение – это общение, диалог, коммуникации, то есть значимость человеческого фактора. Работа подборщика в 70% это диалог с коллегами, заказчиками, соискателями. Поэтому люди, ориентированные на цифры, документы просто не выдержат интенсивности коммуникации и вскоре уйдут с такого места работы.
Следующее, что важно учесть, это понимание собственной мотивации в работе. Это еще одна из важнейших компетенций у любого человека, любой профессии. Она должна быть правдивой. Например, женщина в декрете без помощников должна ориентироваться на работу с четким графиком или мать-одиночка – на определенную сумму вознаграждения, предложения с более низким окладом она не может рассматривать. Зачастую соискатели пытаются объять необъятное, не видя собственных ограничений, как и ресурсов и желаний.
К профконсультанту клиенты приходят с одной основной трудностью – хотят сменить сферу деятельности, но не понимают, зачем им это, какие деньги они хотят получать, какая компания бы подошла и т.д. Самое главное, что делает профконсультант: помогает человеку понять его мотивацию в работе и ее смене, скорректировать ее при необходимости и соотнести с реальностью рынка труда. Попробуем это сделать самостоятельно?
1. Определяем мотивацию
Для диагностики мотивации предлагаем упражнение для самоисследования. Ответьте на вопросы:
- Что стимулирует людей работать эффективнее?
- Что нравится людям в работе?
- Почему человек выбирает ту или иную профессию?
- Что может человека побудить человека уволиться?
Попробуйте самостоятельно проанализировать свои ответы для того, чтобы определить основные составляющие вашей мотивации. Если пунктов набралось много, для вас многое в работе является важным (результат деятельности, карьерный рост, время в пути до работы, свободный график, коллектив, соцпакет, высокая зарплата и др.), то выделите основные 5 пунктов.
3. Анализируем рынок труда
Ваша мотивация стала ясной, т.к. вы выделили основное, важное для вас в ней в количестве не более 5 пунктов. Большее количество пунктов сильно сужает круг предложений от работодателей. Теперь приступайте к поиску вакансий, чтобы проверить, соответствует ли мотивация спросу рынка. Если предложений мало или нет совсем – необходимо еще скорректировать мотивацию.
Мотивацию стоит «проверять» у себя в среднем раз в 2 года (вообще это задача hr-менеджера в организации, что на практике редко реализуется). Поскольку даже если у человека нет мысли увольняться, то, скорее всего, его мотивация за два года работы на одном месте будет иной, чем в тот момент, когда его принимали на работу. От этого и может рождаться не удовлетворение от работы, ощущение рутины, бесполезности, скуки.
Выбор
По опыту можно сказать, что самому анализировать себя непросто, и каждая первая профконсультация плавно перетекает в психологическую консультацию, работа углубляется. На этом этапе важно понять, осуществляет ли человек собственный выбор, несет ли ответственность за свое решение в выборе работы или профессии или же является исполнителем чьей-то мечты, безрадостно проживая не свою жизнь.
Вопросы, которые помогут определиться, чьи выборы стоят за вашими решениями:
- Что вас не устраивает в том, чем вы занимаетесь?
- По какой причине вам не хочется идти на работу?
- Как вы устроились на это и предыдущие места работы?
- Как вы выбрали вуз, в котором учились?
Печально выглядит картина, когда человек понимает, что шел совсем не своей дорогой, все выборы были ему навязаны и приняты по ошибке за собственные. Неудивительно, что он находится с ситуации так называемой псевдопрофнепригодности. Но выход есть – изменения начинаются именно с этого честного взгляда на себя, на ту тупиковую ситуацию в которой оказался. Так появляются силы отказываться от лишнего и возможности находить себя, свою истинную мотивацию и любимую работу.