Помочь стать счастливыми

16 октября 2017
1911

​​Алиса Тананаева

Специалист по психологической и психофизиологической диагностике

"Что именно из богатого генофонда достанется конкретному чело веку – загадка природы, которую могут прояснить только генетики.

Мы же обычно стоим перед фактом: с первых дней своего рождения ребенок ведет себя определенным образом.

Впитывая социальнокультурные ценности, личность (далеко не всегда осознанно) избирательно тянется к одним явлениями жизни, людям, сферам интересов, видам деятельности и отталкивается от других".

Л.Н. Собчик
"Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики"


Индивидуальные различия

В детстве я была единственным членом семьи, который от корки до корки читал журнал "Семья и школа". Мои родители по специальности – астрономы, увлеченные учебные, обожающие свою работу. Я росла в астрофизической обсерватории, вокруг меня жили астрономы и, честно говоря, я как-то даже не задумывалась о том, что можно заниматься чем-то еще, кроме астрономии. Поступила на физический факультет, но, обучаясь на астрономическом отделении и живя в общежитии, я рисовала схемы и графики, иллюстрирующие изменения в поведении моих однокурсников под влиянием алкоголя, переутомления или интимной близости.

В итоге, после окончания университета, вместо астрономии я занялась астрологией и только к тридцати годам пришла к идее получения второго высшего образования по психологии и психотерапии.

Все родители, у которых больше одного ребенка, замечали, что с самого рождения они отличаются друг от друга. Почему так происходит?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Кто-то считает, что индивидуальным различиям мы обязаны комбинациям нашего генетического кода – в ком-то "проснулся дедушка", а кто-то "весь в маму". Другие думают, что причина в том, что душа после перерождения вселяется в генетически запрограммированное тело. Третьи говорят, что формирование плода в случае разных детей происходит в различных физических и психологических условиях, и причина различий именно в этом.

Так или иначе, факт заключается в том, что индивидуальные различия существуют от рождения, и даже у близнецов можно найти определенные отличия. Это, так сказать, hardware, основа, на которую впоследствии ежедневно наслаиваются впечатления каждого дня и каждой встречи, формирующие уникальный, ни на что не похожий, рисунок конкретной личности. И вот перед нами трудные дети, одаренные дети, странные дети – наши дети, которым так важно узнать, кто они и каково их предназначение в этом мире.

Индивидуальные психологические особенности

У меня есть знакомая, которую в детстве упорно старались научить музыке, прививали любовь к спорту, водили в драмкружок, а она, в свое небольшое свободное время, читала "Юный натуралист" и приключенческие романы, собирала с дороги улиток, чтобы их не раздавила машина, и ухаживала за морскими свинками. Когда она как-то сказала маме, что хотела бы заниматься животными, мама удивленно заметила – "коров, что ли доить?"...

Женщина – тогда еще девочка – больше всего боялась обидеть своих горячо любимых родителей, поэтому, имея все "пятерки" по зоологии, пошла на физический факультет по совету родителей. С грехом пополам, она закончила образование, но никогда не работала по специальности, раза два в жизни подошла к пианино, ненавидела спорт и тщетно пыталась найти себя, занимаясь самыми разными вещами – от преподавания математики до игры на бирже. И только в свои 45 спонтанно поехала в волонтерскую экспедицию в ЮАР, где оказалась самой старшей – чтобы не сказать старой – в компании юных биологов, изучающих вопросы сохранения редких видов африканских животных.


И поняла, что же именно она искала всю жизнь. Вот только 45 лет жизни уже не вернешь, и далеко не всегда в этом возрасте есть силы и время на то, чтобы начать жизнь сначала.

Чем в этом случае могла помочь психодиагностика?

Первая и основная задача профессиональной психодиагностики – определить основные движущие силы личности, или, в терминологии Л.Н. Собчик, "ведущие тенденции" – базовые психологические особенности, задающие вектор развития личности и напрямую влияющие на ее жизнь и судьбу. В данном случае, мы бы выявили (что и было сделано впоследствии), что у этой женщины в равной степени выражены спонтанность, то есть импульсивность, любовь к свободе, стремление принимать самостоятельные решения, и сензитивность, то есть чувствительность, ранимость, эмпатичность.

Это две разнонаправленных тенденции, создающие внутренний конфликт, для гармонизации которого работа в экспедиции по спасению кого бы то ни было – идеальное решение. Такой структурный элемент личности объясняет и неадекватную боязнь обидеть близких людей, пусть даже ценой собственной судьбы, и последующее бессознательное неприятие всего, любовь к чему пытались приучить в детстве, и "бегство" в Африку.

Ко всему прочему, она является выраженным интровертом, то есть просто не в состоянии легко и просто говорить о своих чувствах и желаниях; ей легче было принять мнение родителей, даже если оно не совпадало с ее внутренними потребностями, чем попытаться объяснить им, чего она хочет и о чем мечтает. Неуместная шутка мамы, которой та даже не придала значение, глубоко запала ей в душу и заставила на долгие годы отказаться от своего призвания.

В данной ситуации психодиагност дал бы рекомендацию родителям внимательнее присматриваться к интересам дочери, не навязывая ей свои, а также порекомендовал бы ей пройти диагностику способностей и составить карту интересов для того, чтобы она могла сразу заняться тем, что на самом деле ее привлекает в жизни. 

Не хочу учиться!

Большинство детей попадают на консультацию к психотерапевту по причине сложностей в обучении – и это хорошо, когда попадают! Как часто родители списывают проблемы в учебе на лень, нежелание учиться, или на такое всеобъемлющее, с их точки зрения, понятие, как "трудности подросткового возраста". Хочу вам сказать, дорогие родители, что ребенок, как и любой детеныш, от природы "запрограммирован" на то, чтобы учиться! Любому юному существу учиться необходимо для того, чтобы выживать – учиться ходить, говорить, думать – а, как известно, любая деятельность, направленная на обеспечение выживания и продолжение рода, будь то прием пищи или размножение, изначально окрашены положительными эмоциями – так устроен мир. И любая мать знает, как искренне радуется младенец, когда осваивает какой-то новый навык! И если вдруг оказывается, что ребенку неприятно учиться, что учеба доставляет ему трудности, неудовольствие, не складывается – это сигнал о том, что что-то пошло не так, и виноват в этом никак не ребенок, а взрослые, которые умудрлись уничтожить исконную радость обучения, присущую всем детям без исключения.

Но намеренно ли? Нет, конечно, напротив – из самых лучших побуждений. Просто дело в том, что традиционный подход к обучению предполагает уравнивание всех под одну гребенку, тогда как люди – разные, а потому разные и проблемы, с которыми сталкиваются дети в ходе такого подхода к обучению. 

Если Таня боится отвечать у доски, Коля не может спокойно высидеть и пяти минут, Маша легко учит стихи, но совершенно не понимает математику, а Дима думает над задачей в два раза дольше, чем все остальные в классе – это вовсе не повод заставлять Таню отвечать чаще, кричать на Колю или считать Диму умственно отсталым. У этих детей просто по-разному протекают нейрохимические процессы в головном мозге, и это не зависит от их желания или настроения. И у всех этих детей есть все шансы учиться легко и с интересом, если образовательный стиль в случае каждого ребенка будет немного разным, если взрослые будут понимать и учитывать личные особенности детей, переводя их из категории проблем в разряд возможностей. 

Кроме того, психодиагностика позволяет понять структуру интеллекта детей. Раньше тесты интеллекта сводились к некоторому интегральному показателю – IQ, на основании которого делался вывод об общих способностях и интеллектуальном уровне человека. Но практика показала, что люди, отлично разбирающиеся в высшей математике, могут писать безграмотно, а гениальные художники вовсе не обязательно легко ориентируются в таблице умножения. Своевременное выявление особенностей интеллекта позволяет развить природные задатки ребенка, а также своевременно обратить внимание на пробелы в его знаниях в тех или иных областях, что позволит избежать серьезных трудностей и в школе, и далее по жизни., 

Что такое ММД?

К нам на диагностику попал одиннадцатилетний Ваня, родители которого жаловались на то, что он ведет себя, "как маленький" – не может сосредоточиться на учебе, постоянно хочет играть, часто плачет, быстро устает на уроках. Несмотря на то, что обычно Ваня легко решает задачи по возрасту и много читает, периодически он допускает совершенно нелепые ошибки и не замечает их. Со слов родителей, в младшей школе Ваня учился на "отлично", а теперь внезапно съехал на тройки, использует любые предлоги, чтобы не идти в школу. При всем этом, у Вани совершенно адекватный уровень интеллекта и нет никаких патологий в развитии. Он легко запоминает стихи, но на следующий день не может вспомнить ни одной строчки.

В чем же дело? Здесь мы имеем дело с так называемыми "минимальными мозговыми дисфункциями" – легкими нарушениями в созревании и функционировании мозга, которые могут быть вызваны миллионом различных причин – от неблагоприятной экологической обстановки, в которой проходила беременность, до осложнений во время родов и болезнями в младенчестве.

По данным Людмилы Аполлоновны Ясюковой, в ходе обследования школ и детских садов Санкт-Петербурга было выявлено, что более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы, а по данным обследований в Нижнем Новгороде – у 60%. Неустойчивость внимания, памяти, неспособность к самоконтролю, гиперактивность, отвлекаемость – все эти проявления могут оказаться вовсе не просто "плохим поведением", а симптомом минимальных мозговых дисфункций.

Хочу сразу успокоить тревожных родителей: ММД – это само по себе не заболевание, и дети с ММД поддаются коррекции и замечательно учатся и работают. Если ММД не корректировать, человек тоже может вырасти совершенно нормальным, хотя, как правило, таким людям сложно сосредоточиться на чем-то одном; некоторые из них постоянно меняют работу, другие – отношения, третьи – место проживания, допускают ошибки по невнимательности.

Однако, при резком увеличении учебных нагрузок, возникновении стрессовой ситуации, неправильном педагогическом подходе ММД может перерасти в серьезную проблему для ребенка и для его педагогов и привести к резкому ухудшению успеваемости и поведения, а в сложных случаях – к невозможности нормально закончить школу со всеми вытекающими последствиями.

Когда-нибудь я постараюсь рассказать об ММД подробнее; в свете нашей данной темы хочу заметить, что очень простыми методами психодиагностики буквально за десять минут можно установить вероятность наличия у ребенка ММД и заранее принять меры для их коррекции.

Метки: Воспитание, Психодиагностика,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|
Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

10.06.2019
2841
Психолог Ирина Гифт: "Кажется, что появление ребёнка придаёт человеку статус "взрослого" и "серьёзного", но именно в отношениях с детьми проявляется вся наша личностная незрелость".

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Как наказывать ребёнка

Как наказывать ребёнка

06.06.2019
1239
Психолог Павел Зыгмантович: "Хотите быть всегда прекрасным родителем, который ничего не запрещает и никак не наказывает? Хорошая мечта, красивая. В реальности же, увы, родителю нужно выставлять границы и время от времени наказывать за их нарушение".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

16.05.2019
9193
Могу поспорить, вы пытаетесь догадаться, что же это за слово и на ум приходят разные варианты: Двигаться дальше. Простить. Быть добрее. Быть осознанным. Учиться понимать. Дистанцироваться. Смотреть только вперед и не оглядываться. Быть сильным. Нет. Это слово – отпустить.

Метки: Воспитание, Материнство, Переводы,

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

15.05.2019
1486
Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Метки: Воспитание, Тревожность, Детско-родительские отношения,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

25.04.2019
5834
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Секрет влияния на ребенка

Секрет влияния на ребенка

13.02.2019
15244
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Если выделить главный секрет воспитания, то это будет эмоциональный контакт с ребенком. Без него на системе штрафов и поощрений мало что можно сделать. Все результаты будут очень шаткими и рассчитывать на влияние на подросшего ребенка уже трудно".

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Дети, которые ничего не хотят…

Дети, которые ничего не хотят…

14.01.2019
18022
Семейный психолог Анна Золотарева: "Современные дети привыкли к тому, что за них все будет решено: и кем быть, и где жить, и на какой машине в будущем ездить. Они не знают, чего хотят на самом деле, потому что за них всегда хотели родители. Потребности родителей и детей перестали различаться".

Метки: Воспитание, Материнство, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

11.12.2018
13022
Авторы статьи "Хрупкое поколение" считают, что страхи взрослых изолируют детей от реального мира, мешают им повзрослеть, подрывают их будущие успехи.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Наказание молчанием

Наказание молчанием

03.12.2018
14206
Психоаналитик Александра Пожарова: "С ребенком не разговаривают для того, чтобы показать свою позицию недовольства, может быть обиженности, указать ему на вину. Многие называют это: "Пусть подумает над своим поведением".

Метки: Воспитание, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Садись, два

Садись, два

06.11.2018
24347
Провела два вечера в общении со свекровью и поймала себя на том, насколько я отвыкла от общения в формате оценок. Отвыкла настолько, что они не просто перестали меня задевать, они превратились в какой-то иностранный язык.

Метки: Воспитание, Сценарии, Чувства, Оценочное суждение,

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

30.10.2018
24460
Эмоциональное игнорирование в детстве – это не про какое-то серьёзное событие, приключившееся в детстве, оно о том, чего не случилось в детстве: эмоциональные потребности ребёнка не были удовлетворены.

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

30.09.2018
14870
Как можно запустить в ребенке механизм зависимости? Причины и формирование зависимого поведения.

Метки: Воспитание, Зависимость,

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

29.08.2018
12172
Член Британского психоаналитического общества Патрик Кейсмент о том, как рождается детская ненависть, какие потребности стоят за этим чувством и каким образом неумение "контейнировать" детские деструктивные эмоции может привести к формированию тирана.

Метки: Воспитание, Управление эмоциями,

Работа на всю жизнь

Работа на всю жизнь

09.08.2018
6372
Когда я работаю мамой, я ловлю себя на том, как же много постоянного труда мне приходится вкладывать в роль психолога по отношению к детям. Почему это труд, почему он не становится просто частью жизни с детьми? Нерефлексируемой, расслабленной жизни?

Метки: Воспитание, Личный опыт,

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

09.08.2018
5466
Мы выделили 8 компонентов, которые помогут вам проверить, насколько ваш ребенок готов стать первоклассником, и к каждому дали рекомендации, чтобы вы могли восполнить пробелы.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст,

Читать по теме:

|
Сообщать ли ребенку о смерти близкого?

Сообщать ли ребенку о смерти близкого?

17.02.2019
1417
Я часто слышу вопросы и сомнения родителей детей, у которых умер кто-то из близких. Они спрашивают, особенно если их дети дошкольного возраста, нужно ли говорить ребенку о смерти значимого взрослого? Этот непростой вопрос... В наших фантазиях нам кажется, что известие о смерти может просто разрушить "хрупкий" мир наших детей. Но так ли это? Мой личный опыт, как психолога, и взгляд известных мировых психотерапевтов говорит об обратном.

Метки: Воспитание, Горевание,

Кризис трех лет

Кризис трех лет

11.11.2018
1558
Как пережить кризис трех лет с минимальными потерями нервных клеток.

Метки: Воспитание, Психологический кризис,

Отлучки. Как и когда оставлять ребенка без мамы

Отлучки. Как и когда оставлять ребенка без мамы

22.10.2018
1367
Хочу немножко рассказать вам про отлучки. Это очень важный момент во взаимодействии с ребенком, а вопросов он вызывает очень много.

Метки: Воспитание, Материнство,

Работа с детскими страхами. Как победить монстра под кроватью?

Работа с детскими страхами. Как победить монстра под кроватью?

19.10.2018
1070
В данной статье речь пойдет о детских страхах, и о том как с ними справиться при помощи арт-терапии.

Метки: Воспитание, Арт-терапия,

Нужно ли стыдить ребенка?

Нужно ли стыдить ребенка?

15.10.2018
352
Надо ли ребенку объяснять, что он плохо поступил? Надо ли наказывать, чтобы он больше не повторял такой плохой поступок?

Метки: Воспитание, Стыд,

Дети и смерть домашнего животного

Дети и смерть домашнего животного

08.10.2018
1266
Как пережить потерю домашнего питомца

Метки: Воспитание, Горевание, Личный опыт,

Как приучить ребенка к самостоятельности

Как приучить ребенка к самостоятельности

07.10.2018
862
Когда пора начинать приучать к самостоятельности? Жаркие споры разворачиваются вокруг этой темы. Порой не менее жаркие, чем вокруг темы грудного вскармливания, совместного сна и горшка – бесспорных лидеров! Дорогие мамы! Самостоятельность не означает отсутствия привязанности. Ребёнок должен быть привязан к маме, и чем крепче, тем лучше. Чем меньше ребёнок, тем сильнее привязанность проявляется. И это нормально.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Дети учатся только на примере

Дети учатся только на примере

02.10.2018
587
Это абсолютная истина. Они воспринимают не слова, которые вы им говорите, а только то, что они реально видят в поведении других людей, особенно, конечно, родителей. "Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Все равно они будут похожи на вас". Эту пословицу знают все, но, несмотря на это, многие все же предпочитают воспитывать ребенка, а не смотреть на себя.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Личный опыт,

Воспитание ребенка: как устанавливать границы

Воспитание ребенка: как устанавливать границы

30.09.2018
1580
Ребенок рождается в мире с определенными законами. И мамина задача – вводить ребенка в мир, показывая эти законы и обучая жить по ним. Не на словах обучая, не читая нотации, а просто показывая их своим отношением к ребёнку, к другим, к жизни. Да, в жизни есть принятие, есть доверие, есть любовь, есть свобода и огромное количество возможностей. А еще есть ограничения. Их много. Мы должны знать их и решать, как с ними обходиться.

Метки: Воспитание, Материнство, Границы,

А ваш ребенок действует назло?

А ваш ребенок действует назло?

28.09.2018
1179
Об этом говорят очень часто и искренне так считают. Говорят про детей разного возраста. Часто можно услышать такое и про малышей 2-3 лет. Мне, например, и за более старших детей обидно, когда это слышу, что уж говорить про таких крошек.. Никогда дети не делают ничего назло.....

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как не нанести ребенку психологическую травму?

Как не нанести ребенку психологическую травму?

27.09.2018
1524
Наступило время, когда мы, взрослые, все больше замечаем и уважаем детей, начинаем видеть в них личность, перестаем их унижать и подчинять. Мы задумываемся об этом, наблюдаем за собой и за своим поведением, выбираем способы взаимодействия с детьми. И это – прекрасная тенденция. Однако, в ней есть и довольно опасное течение, которое приводит к печальному результату.

Метки: Воспитание, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Почему уговоры и объяснения не действуют на детей

Почему уговоры и объяснения не действуют на детей

25.09.2018
1367
Уговорами и объяснениями мамы пытаются добиться от своих детей послушания. Но, конечно, не добиваются. Почему конечно? Потому что эти методы совершенно не действуют на маленьких детей. В итоге мамы испытывают бессилие, злятся (и на себя, и на детей) и все это не самым лучшим образом сказывается на их взаимоотношениях. Я постараюсь объяснить, почему это не работает, и что же вместо этого можно делать. Чтобы сделать эту информацию максимально понятной, буду все сильно упрощать.

Метки: Воспитание,

Мам, купи собаку!

Мам, купи собаку!

19.09.2018
795
Что делать, если ребенок просит разрешить завести питомца, но вы понимаете, что сейчас не время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как научить ребенка слушаться?

Как научить ребенка слушаться?

17.09.2018
1011
Научить ребенка слушаться можно, но это больше похоже на дрессировку. А вот научить ребенка слышать вас вполне реально. Нужно просто знать, с кем вы имеете дело, и на что он способен, этот ваш "непослушный" ребенок.

Метки: Воспитание, Материнство,

Адаптация ребенка в первом классе

Адаптация ребенка в первом классе

12.09.2018
2873
Почему поход в первый класс – это стресс для всей семьи? Какие изменения в психической жизни ребенка ждут его в первом классе? Как родители могут помочь и поддержать ребенка в на первом этапе адаптации к школе?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём