Помочь стать счастливыми

16 октября 2017
2109

​​Алиса Тананаева

Специалист по психологической и психофизиологической диагностике

"Что именно из богатого генофонда достанется конкретному чело веку – загадка природы, которую могут прояснить только генетики.

Мы же обычно стоим перед фактом: с первых дней своего рождения ребенок ведет себя определенным образом.

Впитывая социальнокультурные ценности, личность (далеко не всегда осознанно) избирательно тянется к одним явлениями жизни, людям, сферам интересов, видам деятельности и отталкивается от других".

Л.Н. Собчик
"Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики"


Индивидуальные различия

В детстве я была единственным членом семьи, который от корки до корки читал журнал "Семья и школа". Мои родители по специальности – астрономы, увлеченные учебные, обожающие свою работу. Я росла в астрофизической обсерватории, вокруг меня жили астрономы и, честно говоря, я как-то даже не задумывалась о том, что можно заниматься чем-то еще, кроме астрономии. Поступила на физический факультет, но, обучаясь на астрономическом отделении и живя в общежитии, я рисовала схемы и графики, иллюстрирующие изменения в поведении моих однокурсников под влиянием алкоголя, переутомления или интимной близости.


В итоге, после окончания университета, вместо астрономии я занялась астрологией и только к тридцати годам пришла к идее получения второго высшего образования по психологии и психотерапии.

Все родители, у которых больше одного ребенка, замечали, что с самого рождения они отличаются друг от друга. Почему так происходит?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Кто-то считает, что индивидуальным различиям мы обязаны комбинациям нашего генетического кода – в ком-то "проснулся дедушка", а кто-то "весь в маму". Другие думают, что причина в том, что душа после перерождения вселяется в генетически запрограммированное тело. Третьи говорят, что формирование плода в случае разных детей происходит в различных физических и психологических условиях, и причина различий именно в этом.

Так или иначе, факт заключается в том, что индивидуальные различия существуют от рождения, и даже у близнецов можно найти определенные отличия. Это, так сказать, hardware, основа, на которую впоследствии ежедневно наслаиваются впечатления каждого дня и каждой встречи, формирующие уникальный, ни на что не похожий, рисунок конкретной личности. И вот перед нами трудные дети, одаренные дети, странные дети – наши дети, которым так важно узнать, кто они и каково их предназначение в этом мире.

Индивидуальные психологические особенности

У меня есть знакомая, которую в детстве упорно старались научить музыке, прививали любовь к спорту, водили в драмкружок, а она, в свое небольшое свободное время, читала "Юный натуралист" и приключенческие романы, собирала с дороги улиток, чтобы их не раздавила машина, и ухаживала за морскими свинками. Когда она как-то сказала маме, что хотела бы заниматься животными, мама удивленно заметила – "коров, что ли доить?"...

Женщина – тогда еще девочка – больше всего боялась обидеть своих горячо любимых родителей, поэтому, имея все "пятерки" по зоологии, пошла на физический факультет по совету родителей. С грехом пополам, она закончила образование, но никогда не работала по специальности, раза два в жизни подошла к пианино, ненавидела спорт и тщетно пыталась найти себя, занимаясь самыми разными вещами – от преподавания математики до игры на бирже. И только в свои 45 спонтанно поехала в волонтерскую экспедицию в ЮАР, где оказалась самой старшей – чтобы не сказать старой – в компании юных биологов, изучающих вопросы сохранения редких видов африканских животных.


И поняла, что же именно она искала всю жизнь. Вот только 45 лет жизни уже не вернешь, и далеко не всегда в этом возрасте есть силы и время на то, чтобы начать жизнь сначала.

Чем в этом случае могла помочь психодиагностика?

Первая и основная задача профессиональной психодиагностики – определить основные движущие силы личности, или, в терминологии Л.Н. Собчик, "ведущие тенденции" – базовые психологические особенности, задающие вектор развития личности и напрямую влияющие на ее жизнь и судьбу. В данном случае, мы бы выявили (что и было сделано впоследствии), что у этой женщины в равной степени выражены спонтанность, то есть импульсивность, любовь к свободе, стремление принимать самостоятельные решения, и сензитивность, то есть чувствительность, ранимость, эмпатичность.

Это две разнонаправленных тенденции, создающие внутренний конфликт, для гармонизации которого работа в экспедиции по спасению кого бы то ни было – идеальное решение. Такой структурный элемент личности объясняет и неадекватную боязнь обидеть близких людей, пусть даже ценой собственной судьбы, и последующее бессознательное неприятие всего, любовь к чему пытались приучить в детстве, и "бегство" в Африку.


Ко всему прочему, она является выраженным интровертом, то есть просто не в состоянии легко и просто говорить о своих чувствах и желаниях; ей легче было принять мнение родителей, даже если оно не совпадало с ее внутренними потребностями, чем попытаться объяснить им, чего она хочет и о чем мечтает. Неуместная шутка мамы, которой та даже не придала значение, глубоко запала ей в душу и заставила на долгие годы отказаться от своего призвания.

В данной ситуации психодиагност дал бы рекомендацию родителям внимательнее присматриваться к интересам дочери, не навязывая ей свои, а также порекомендовал бы ей пройти диагностику способностей и составить карту интересов для того, чтобы она могла сразу заняться тем, что на самом деле ее привлекает в жизни. 

Не хочу учиться!

Большинство детей попадают на консультацию к психотерапевту по причине сложностей в обучении – и это хорошо, когда попадают! Как часто родители списывают проблемы в учебе на лень, нежелание учиться, или на такое всеобъемлющее, с их точки зрения, понятие, как "трудности подросткового возраста". Хочу вам сказать, дорогие родители, что ребенок, как и любой детеныш, от природы "запрограммирован" на то, чтобы учиться! Любому юному существу учиться необходимо для того, чтобы выживать – учиться ходить, говорить, думать – а, как известно, любая деятельность, направленная на обеспечение выживания и продолжение рода, будь то прием пищи или размножение, изначально окрашены положительными эмоциями – так устроен мир. И любая мать знает, как искренне радуется младенец, когда осваивает какой-то новый навык! И если вдруг оказывается, что ребенку неприятно учиться, что учеба доставляет ему трудности, неудовольствие, не складывается – это сигнал о том, что что-то пошло не так, и виноват в этом никак не ребенок, а взрослые, которые умудрлись уничтожить исконную радость обучения, присущую всем детям без исключения.


Но намеренно ли? Нет, конечно, напротив – из самых лучших побуждений. Просто дело в том, что традиционный подход к обучению предполагает уравнивание всех под одну гребенку, тогда как люди – разные, а потому разные и проблемы, с которыми сталкиваются дети в ходе такого подхода к обучению. 

Если Таня боится отвечать у доски, Коля не может спокойно высидеть и пяти минут, Маша легко учит стихи, но совершенно не понимает математику, а Дима думает над задачей в два раза дольше, чем все остальные в классе – это вовсе не повод заставлять Таню отвечать чаще, кричать на Колю или считать Диму умственно отсталым. У этих детей просто по-разному протекают нейрохимические процессы в головном мозге, и это не зависит от их желания или настроения. И у всех этих детей есть все шансы учиться легко и с интересом, если образовательный стиль в случае каждого ребенка будет немного разным, если взрослые будут понимать и учитывать личные особенности детей, переводя их из категории проблем в разряд возможностей. 

Кроме того, психодиагностика позволяет понять структуру интеллекта детей. Раньше тесты интеллекта сводились к некоторому интегральному показателю – IQ, на основании которого делался вывод об общих способностях и интеллектуальном уровне человека. Но практика показала, что люди, отлично разбирающиеся в высшей математике, могут писать безграмотно, а гениальные художники вовсе не обязательно легко ориентируются в таблице умножения. Своевременное выявление особенностей интеллекта позволяет развить природные задатки ребенка, а также своевременно обратить внимание на пробелы в его знаниях в тех или иных областях, что позволит избежать серьезных трудностей и в школе, и далее по жизни., 


Что такое ММД?

К нам на диагностику попал одиннадцатилетний Ваня, родители которого жаловались на то, что он ведет себя, "как маленький" – не может сосредоточиться на учебе, постоянно хочет играть, часто плачет, быстро устает на уроках. Несмотря на то, что обычно Ваня легко решает задачи по возрасту и много читает, периодически он допускает совершенно нелепые ошибки и не замечает их. Со слов родителей, в младшей школе Ваня учился на "отлично", а теперь внезапно съехал на тройки, использует любые предлоги, чтобы не идти в школу. При всем этом, у Вани совершенно адекватный уровень интеллекта и нет никаких патологий в развитии. Он легко запоминает стихи, но на следующий день не может вспомнить ни одной строчки.

В чем же дело? Здесь мы имеем дело с так называемыми "минимальными мозговыми дисфункциями" – легкими нарушениями в созревании и функционировании мозга, которые могут быть вызваны миллионом различных причин – от неблагоприятной экологической обстановки, в которой проходила беременность, до осложнений во время родов и болезнями в младенчестве.

По данным Людмилы Аполлоновны Ясюковой, в ходе обследования школ и детских садов Санкт-Петербурга было выявлено, что более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы, а по данным обследований в Нижнем Новгороде – у 60%. Неустойчивость внимания, памяти, неспособность к самоконтролю, гиперактивность, отвлекаемость – все эти проявления могут оказаться вовсе не просто "плохим поведением", а симптомом минимальных мозговых дисфункций.

Хочу сразу успокоить тревожных родителей: ММД – это само по себе не заболевание, и дети с ММД поддаются коррекции и замечательно учатся и работают. Если ММД не корректировать, человек тоже может вырасти совершенно нормальным, хотя, как правило, таким людям сложно сосредоточиться на чем-то одном; некоторые из них постоянно меняют работу, другие – отношения, третьи – место проживания, допускают ошибки по невнимательности.

Однако, при резком увеличении учебных нагрузок, возникновении стрессовой ситуации, неправильном педагогическом подходе ММД может перерасти в серьезную проблему для ребенка и для его педагогов и привести к резкому ухудшению успеваемости и поведения, а в сложных случаях – к невозможности нормально закончить школу со всеми вытекающими последствиями.

Когда-нибудь я постараюсь рассказать об ММД подробнее; в свете нашей данной темы хочу заметить, что очень простыми методами психодиагностики буквально за десять минут можно установить вероятность наличия у ребенка ММД и заранее принять меры для их коррекции.

Метки: Воспитание, Психодиагностика,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём