Пособие по прокачке самооценки

10 мая 2017
8130

Александр Кузьмичев

Врач-психотерапевт

Начну с предупреждения. Здесь и далее во всей статье я могу слегка переборщить с личными местоимениями. Но так нужно.

Что такое самооценка? Самооценка – это моё представление о значимости меня как личности и человека с моими качествами, чувствами, достоинствам и недостатками (если у вас найдется определение лучше, обязательно выразите его в комментариях к статье).

Нужна ли мне самооценка? Да, ведь она прикладывает руку ко всем значимым для меня решениям. Там, где я отвечаю себе на вопрос – получится ли у меня то-то и то-то.

Может ли моя самооценка быть источником моих проблем? Легко. Ведь, если она занижена или завышена, то в этом случае мои планы действий рискуют никогда не воплотиться.

А теперь вопрос – как прокачать самооценку.

Шаг 1й и он же предпоследний. Определится с критерием оценки себя.


Вариант А. Оценивать себя, сравнивая с другими людьми.

Еще это называется низкой самооценкой. Ведь когда я сравниваю себя с другими людьми, я неминуемо буду приходить к тому, что у них (у людей) шансы в чем-то меня превосходить качественно выше просто потому, что их 7 миллиардов, а я – один. Да, я уникальный. Да, у меня есть куча достоинств. Но у меня есть и недостатки, которые у некоторых людей вокруг меня отсутствуют.

Пример. Я плохой родитель, потому что соседка Клава с ребенком обращается лучше меня.

Чревато: тревогой, сомнениями, сожалениями, разочарованиями. 

Вариант Б.  Оценивать себя, сравнивая с другими людьми.

Мы это уже проходили? Было дело. Только теперь мы поговорим о завышенной самооценке. Которая тоже ориентируется на окружающих. Только уже в плоскости того, что я, по определению, умней, сильней, хитрей, быстрей, красивей (список можете продолжить сами) всех тех, кто вокруг меня. И тут работает принцип «чем выше горы, тем ниже приоры» (то бишь, чем мое мнение о себе выше, тем ниже критика к своему поведению).  

Пример. Я отличный родитель, так как заработал в этом месяце больше чем соседка Клава.

Чревато: разочарования и провалы из-за несоответствия ожиданий возможностям.

Вариант В. Оценивать себя, сравнивая с неким безличностным идеалом.


Ситуация стара как мир. Есть идеал. Такой весь из себя идеальный. И есть я. Весь из себя такой стремящийся к саморазвитию. Я знаю вершину, к которой стремлюсь. Я вижу свои косяки и недостатки. Я знаю, что их нужно исправлять, и я их исправляю. И трачу на этот процесс немало сил. Меня периодически накрывает виной и стыдом. Но я героически (или стоически) стремлюсь стать лучше.

Пример. Я должен быть таким родителем, который всегда понимает своего ребенка.

Чревато: неврозами, созависимыми отношениями, стрессами, хронической  усталостью.

Вариант Г. Оценивать себя, сравнивая с…самим собой образца некоторой давности.

Тут уже налицо явное движение вперед. Ведь, если я не тотальный невротик, то я каждый год получаю некий жизненный опыт (ту самую мудрость, что приходит с годами), что делает меня более адаптивным (помните о «все что меня не убивает, делает меня сильней»?). 

Пример. Я достаточно хороший родитель со своим вторым ребенком…все возможные ошибки я совершил еще в первый раз.

Чревато: разочарованием в том случае, если я с годами только и делаю, что теряю хватку и желание чего-то достигать.   


Вариант Д. Оценивать себя, опираясь на то, ЧТО Я МОГУ.

Самый продуктивный вариант, который в своей основе предлагает отойти от механизма сравнения и перейти к механизму поиска возможностей. Ведь, в конечном счете, задача самооценки – помогать нам в достижениях, а не быть неким ярлыком в общечеловеческом рейтинге потенциала.

Пример. Я могу со своими детьми играть, гулять, учить буквы, считать ежиков…(список продолжите сами)…

Чревато. Действиями. 

Шаг 2й. И он же последний. Самооценка определяется действиями.

Какой бы у меня не был потенциал. Чтобы я не умел. Сколько бы у меня не было возможностей. Любой потенциал НЕ равен действию. Чтобы моя самооценка была ценным ресурсом, мне необходимо помнить о том, что самооценка прямо пропорциональна количеству совершаемых мною поступков. То есть. Чем чаще я бегаю по кругу:

Определяю свои возможности – ищу варианты их приложения (инициирую изменения) – планирую – действую – использую подкрепление достижений (положительное или отрицательное) – вновь определяю свои возможности, тем больше моя самооценка помогает мне в моей жизни.

Метки: Самооценка,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём