Предназначение, призвание, свой путь и прочие выдумки


В интернетах настойчиво распространяется идея о некоем обязательном для каждого предназначении, или призвании, или своём пути, или любимом деле.

Суть идеи проста, как линейка: для каждого человека есть своё место в жизни, где он будет чувствовать себя идеально без малейших усилий.

Как психологу, мне хочется плакать, когда я слышу такое.

Где ваше место?

Дело в том, что никакого такого места не существует. Идея о призвании базируется на ложном основании – и отсюда все её проблемы.

Это ложное основание называние установкой на заданность (fixed mindset). Понятие это ввела Кэрол Дуэк, которая с конца прошлого века тщательно изучает этот феномен.

Оказывается, люди часто верят в некоторую предопределённость, заданность по жизни. Что есть вторая половинка, которую надо найти. Что есть какие-то способности, которые нужно открыть. Что есть призвание, которое можно обрести.
Реклама

Причём основная задача – найти. Потом, когда искомое найдено, проблем не возникнет. Всё будет легко и красиво. Никаких усилий, никаких напряжений, никаких препятствий – сплошные молочные реки да в кисельных берегах.

В своих исследованиях Дуэк показала, что эта установка абсолютно ложна и не соответствует реальности чуть более чем полностью.

Люди не кусочки паззла, которые нужно поставить в строго определённое место, а активные и бодрые агенты, которые могут изменяться сами и изменять окружение.

Такой подход Дуэк назвала установкой на развитие (growth mindset). В тех же экспериментах исследовательница показала, что люди, которые вооружены установкой на развитие, совершают больше попыток, более устойчивы к поражениям (потому что считают их временными) и, как следствие, чаще добиваются успеха в выбранной деятельности.

Идея предназначения заводит людей в ловушку. Ведь людям кажется, что должно быть легко, а легко не бывает – в любой деятельности есть трудности, без этого никуда.

И когда становится трудно, человек с установкой на заданность, тут же решает: "Это не моё". Он прекращает попытки и сматывает удочки.

А человек с установкой на развитие просто прикладывает дополнительные усилия – и достигает искомого.

Так что нет никакого призвания. Есть упорный труд и немного удачи.

Чего мы ищем на самом деле?

Проблема идеи предназначения не только в том, что она ложная. Она ещё и вредная.

Она полностью уводит человека с плодотворного пути в дебри бесконечного перебора занятий в попытке найти то, что получится с первого-второго раза. Если бы дети учились ходить или говорить в таком же духе, человечество вымерло бы ещё в каменном веке.

Куда более полезной является другой подход – теория самодетерминации (self-determination theory), разработанная психологами Эдвардом Деси и Ричардом Райаном.

В рамках этой теории установлено и проверено экспериментально, что человек стремится к решению трёх жизненных задач: компетентности, автономности и причастности.

Решение задачи "Компетентность" – это обретение опыта преодоления различных препятствий и уверенности в преодолимости оных (явное сочетание с установкой на развитие Дуэк). Люди, которые понимают свою компетентность, чувствуют себя хорошо, меньше переживают и беспокоятся, они спокойнее и довольнее тех, кто числит себя неудачником и бестолочью.

Решение задачи "Автономность" – это обретение контроля над собственной жизнью (подчёркиваю – над собственной). То есть человек сам решает, куда он ходит, что делает, с кем общается, чем занимается. Полностью эту задачу решить невозможно, разумеется, ведь мы живём среди людей и если нам хочется в восемь утра в воскресенье штробить стены, мы всё-таки этого не делаем из уважения к окружающим. Однако в целом мы стремимся к автономности (обычно это называют свободой).

Решение задачи "Причастность" – это попадание в некую приятную социальную группу. Это может быть супружеская пара, рабочий коллектив, группа единомышленников и даже просто виртуальное сообщество любителей перистых облаков. Главное, чтобы эта группа была для человека приятной.

Когда человек решает для себя эти задачи, он в целом чувствует себя очень хорошо, считает, что находится "на своём месте".

Часто это связано с работой. Например, хороший специалист уже не боится трудных задач (опять же, сравни с установкой на заданность), более того, он часто стремится к ним, как к наиболее интересным. Поскольку он специалист хороший, он уже может выбирать, какие задачи и как именно решать – а это уже про автономию. Наконец, такой человек может считать себя частью группы "хорошие специалисты", и уже это будет решением задачи "Причастность".

Собственно, когда говорят о предназначении, пытаются рассказать именно о решении этих трёх задач. Но рассказывают так своеобразно, что эти рассказы только мешают человеку.

Трудности есть всегда

Самое интересное, что решение вышеупомянутых задач вовсе не отменяет трудностей и неприятных моментов.

Да, человек может быть прекрасным врачом и может заниматься тем больными, которые ему нравятся, но всё же некоторые моменты на работе будут ему неприятны и увильнуть от них он не сможет. Это может быть заполнение документов или общение с родственниками больных, или необходимость обучать интернов или ещё что-нибудь такое – тут всё индивидуально.

Как же получается, что, несмотря на все эти неприятности, человек в целом чувствует себя хорошо?

Здесь нам поможет разобраться Даниэль Канеман. В ходе своих экспериментов он выделил два интересных феномена: "переживающее я" и "помнящее я" (the experiencing self и the remembering self, соответственно).

"Переживающее я" существует очень недолго – меньше минуты. Когда упомянутый выше врач тихо матерится, заполняя разные бумажки, работает его "переживающее я". И в этот момент он свою работу может ненавидеть.

Но потом наш герой выйдет из больницы, пройдётся, проветрится – и от его "переживающего я" не останется ровным счётом ничего. И на сцену выйдет "помнящее я".

Оно запоминает в основном пик события и его финал. И если наш герой в конце рабочего дня отложил бумажки, перебросился несколькими фразами с коллегой, улыбнулся пациентам, выпил кофе в ординаторской и вот после этого ушёл с работы – "помнящее я" скажет что-то вроде: "А хорошая у нас всё-таки работа, замечательная". И этот врач честно и искренне будет убеждать нас в том, что он нашёл своё дело и это его любимая работа.

И, пожалуй, это не так уж плохо.

Итого. Идея призвания – ложная и вредная. Её база – установка на заданность, совершенно оторванная от реальности. Куда реалистичнее и полезнее установка на развитие. Мы начинаем думать, что мы на своём месте, если смогли решить три задачи – компетентность, автономность и причастность. В любой работе встречаются сложности, но феномен "помнящего я" позволяет нам забывать их. Поэтому мы может искренне верить, что любим то, чем занимаемся, хотя оно постоянно подкидывает нам какие-то проблемы и трудности.

А у меня всё, спасибо за внимание.

Метки: Мотивация, Развитие личности, Личность,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём