Другая – учитель, на хорошем счету, после курсов по поиску призвания решила, что ее призвание – толковать чужие сны. Успеха на этом поприще не добилась, доведена до отчаяния. Манипуляция вашим сознанием с помощью аргумента «пока не найдено призвание – вы несчастный человек» может изменить жизнь, увы, не в лучшую сторону. На двух темах «призвание» и «сексуальность» паразитируют многие «знатоки». И как говорит Дарья Донцова: «Сексуальность сексуальностью, но из постели вылезти придется».
О призвании. Призвание повторяет немецкое Beruf (первоначально имеющее религиозный смысл «призыв Бога к людям»). Призвание (если Вы человек) – человечность. Это выбор между добром и злом. Быть человеком – думать добро, делать добро, помогать, любить, дружить, заботиться, выручать и т.д.
Реклама

И это призвание можно реализовывать на любой работе. Если вы призвание искали, то вы его нашли.
О профессии. А вот с профессией не все так просто. И выбор ее – архиважная задача, потому что большую часть своей бесценной жизни вы подарите ей. Или продадите. «Я себя еще не нашел», - чаще всего это про профессию.
Профессия в переводе с нескольких языков означает представлять, заявлять. Что заявите, то и получите. Или что заявите, то и спросят.
Главное в профессиональном определении – интерес. Где интерес, там и мотив деятельности. Мотив часто неосознан, именно поэтому возникают внутренние конфликты – хочу одного, а делаю другое. Именно смыслообразующий мотив деятельности определяет, зачем вы тратите жизнь на работу. На него работают личностные качества (способности, характер).
Мотив определяет цель деятельности и ее результат. Другими словами, где мотив там и цель, там и обязательно будет результат. Одна из особенностей психики – это целеустремленность, т.е. психика всегда реализует цель, значит результат заложен уже в формулировке цели. И если цель задана в соответствии с мотивом, то результат будет достигнут в любом случае, автоматически. Конечно, усилия прикладывать нужно, но они в рамках интересов личности, они естественны и приятны. И не нужна никакая мотивация в виде искусственно созданной активности.
Интерес определили, мотив выявили, теперь мы занимаемся профессиональной деятельностью осознанно. Но и это не все. Успешный специалист работает, используя личностные качества (характер, способности, ценности) и работает долго, с пользой для себя и других. Неуспешный специалист работает, используя биологические свойства (например, темперамент). В результате – болезни, срывы на работе, бессмысленность, обесценивание результатов труда.
Но и это еще не все. Даже зная свой интерес, мотив, ценности можно не реализоваться, потому что не учтена профессиональная среда. А у нее к специалисту свои требования. И личный интерес должен быть согласован (совместим) с требованиями профсреды. Не должно быть противоречий между ними. Если они согласованы, то вы будете успешно развиваться среди «своих».
Еще два примера. Ж., 39 лет, неуспешна в профессии бухгалтера, не любит ходить на работу, постоянно нервничает, и дома ничего не хочется. После анализа выяснили, что предмет ее нынешней деятельности – знак, а предмет идеальной деятельности – человек. Она очень общительна. После консультации перевелась в своей организации на должность менеджера по продажам. В итоге довольна, появился азарт.
М., 35 лет, психолог, работает в команде. Требуемый мотив деятельности – кооперация, а его личный мотив – сверхзадача, который в коллективе с банальными протоколами и тестами реализовать невозможно. Говорит об ощущении бессмысленности своего существования. Мало того, в ходе анализа выяснилось, что его ведущий интерес артистичный, а не социальный. Требования его профессиональной среды – высокая межличностная компетенция, а ему необходимо прямое самовыражение. Еще и в ценностях у него на первом месте целеустремленность, а на работе требуется эмоциональная отзывчивость. Нет согласованности ни в чем. Мужчине на сцену надо, а он сидит как обезьяна в клетке. В таком «раздрае» человек ищет компенсации и находит, например, в язве желудка. Клиент же «нашел себя» и свою «сцену» в профессии бизнес-тренера.
Многие люди, определяющиеся в профессии после 30-ти, жалуются, почему эти важнейшие критерии при поиске своего дела не определяются в школе? Почему, потратив полжизни на два-три ВУЗа, человек идет за помощью к психологу (его еще найти нужно), и, аллилуйя, оказывается я не врач, я – милиционер.
Когда говорят о гармонии, это - о соответствии внутреннего и внешнего. Это как раз о личном мотиве и его внешнем проявлении в рамках той среды, где он уместен и востребован. Нет согласованности – не будет ни здоровья, ни успеха.
Если вы не находите себя, определите ведущий интерес, выявите мотив вашей деятельности, узнайте о требованиях профессиональной среды, подумайте о своих ценностях, о том, с чем вы хотите ежедневно соприкасаться в своем деле (с техникой или человеком, например). Поставьте цель и идите к результату. Успехов.