Автор: Татьяна Маринская, аналитический психолог.
Моим, потраченным на прокрастинацию, дням посвящается.
Прокрастинация зарождается там, где нет свободы. Мы хронически откладываем важные дела, не доводим начатое до конца, тянем время, отвлекаемся, занимаемся ерундой потому что хотим, но не можем быть свободными. Вдыхать полной грудью воздух, ощущать вокруг себя пространство, свободно передвигаться, наслаждаться жизнью и добровольно принимать решения – естественные желания любого живого существа. Потребностью в свободе нельзя пренебречь, проигнорировать, выкинуть, забыть её. Наоборот, необходимо учитывать, принимать её требования, проявлять к ней доброе, почтительное внимание. Когда мы этого не делаем, неизбежно сталкиваемся с внутренним бунтом, саботажем и сопротивлением.
Опыт отношений с насилием и свободой во внешнем мире, особенно детский опыт, точно отражает подобные реакции на внутреннем уровне. Только мы слабо осознаём этот процесс как внутренний диалог, который постоянно ведём сами с собой и поэтому не способны взять на себя ответственность за происходящее. Чаще всего видится только сопротивление, которое невозможно одолеть, и то, оно воспринимается как нечто чужеродное, враждебное и не зависящее от нас.
Реклама

Прокрастинация – это история про чрезмерное давление на себя и полный запрет прямого противостояния этому давлению. Удар с двух сторон одновременно, поэтому так сложно справиться с этим явлением.
Когда запрещено открыто сопротивляться, когда нет права не желать что-то делать, появляется скрытая, но мощная борьба за независимость и сохранение своего достоинства. Бесконечная освободительная война силами внутренних партизан, подрывников и саботажников. То, что в психологии называется пассивным сопротивлением. Желание быть свободным во что бы то ни стало находится в скрытой оппозиции по отношению к жёсткой, ригидной Эго-установке "надо" и "должен". Свободу приходится воровать – урывками, тайными маленькими глоточками. Любое пустое, никчёмное, туповатое, "желейное" времяпрепровождение и есть попытки нелегальным способом урвать кусочек недостающей свободы. Полученное расслабление не приносит желанного удовлетворения, потому что достигается незаконными путями. Неизбежна расплата чувством вины, стыдом и гневом на себя. Эти неприятные чувства, в свою очередь, усиливают придирки, ужесточение репрессий и требований.
Потенциально здоровая реакция сопротивления, призванная защищать от насилия, выходит из-под контроля, принимает искажённую форму, становится навязчивой и демонической. Взбрыкивает по поводу и без повода, самовольничает, наносит вред, проявляясь в те моменты, когда особенно необходимо приложить усилия, концентрацию внимания и трудолюбие.
И тогда невозможно заставить себя писать диплом, отчёт, статью; подготовка к экзаменам отодвигается на крайний срок, всё делается в спешке, кое-как; занятия своим здоровьем, спортом, медитацией превращаются в героические, но всё более и более редкие подъёмы на фоне хронической вялости, усталости, лени и слабости; количество опозданий, забываний, срывов, незавершённых дел и невыполненных обязательств растёт в геометрической прогрессии. Обещания, пинки, попытки обхитрить самого себя – таймеры, будильники, списки, напоминания, действуют кратковременно, потом незаметно и весьма благополучно стираются из памяти.
За внешним давлением необходимых дел, обязательств, обещаний, правил скрывается жёсткое, требовательное, унижающее, не признающее выбора, ошибок и слабостей отношение к себе. И что характерно – абсолютно принимаемое культурой и обществом. На полном серьёзе многие люди считают, что надо оскорблять себя, принижать, наказывать, для того, чтобы добиться серьёзных результатов. Сколько раз я слышала от своих знакомых и клиентов фразы типа: "Мне нужно, чтобы кто-то меня пинал. Надо поругать себя, чтобы начать шевелиться. Скажите мне: Соберись, тряпка!"
Но ведь с каждым разом понадобится ещё, ещё и ещё один пинок, всё более и более мощный и компенсация в виде полного безделья. Не осознавая того, мы сами себя подавляем и в то же время ведём подпольную ожесточённую войну во имя обретения свободы. Очень важно разглядеть, полюбить и примирить в себе эту парочку, чтобы придать ей более дружелюбный вид.
Весь этот процесс можно сравнить с неуклюжей и недоброй попыткой приручить свободолюбивую дикую лошадь. Если применять к ней силу, обращаться с ней жёстко, с напором и давлением, то результат окажется прямо противоположен желаемому. Лошадь, не знающая доброты, не захочет идти на контакт, будет бояться, кусаться, взбрыкивать, выдавать внезапные вспышки агрессии. Выказывать недоверие и открытое неуважение к тому, кто давит. Работать не с вами, а против вас. Конечно, можно подавить сопротивление силой, но тогда животное сбежит при удобном случае или перейдёт в состояние выученной беспомощности, станет покорным, но вялым и апатичным, с понурой головой и грустными глазами, без жизни и воли. Между прочим, люди тоже такие встречаются!
Настоящий мастер иначе укрощает мустанга. Он относится к лошади с уважением и любовью. Остаётся бдителен и внимателен к своим намерениям и целям. Сохраняя общее достоинство, проявляет мягкую настойчивость и твёрдость. Для того, чтобы сотрудничать с лошадью на добровольной основе, надо её приручить, то есть сделать своим другом. Приручение происходит мягко, нежно и постепенно. Сначала надо заслужить доверие животного – показать хорошее отношение и отсутствие намерений причинить вред; найти индивидуальный подход; создать отношения, в которых оба будут чувствовать удовольствие. Жеребцу необходимо чувствовать себя вольным, для этого привязь делается на большом расстоянии и не натягивается. Медленно, бережно сокращается расстояние, при внимательном наблюдении за реакцией животного. Если возникает страх и сопротивление, привязь тут же ослабляется обратно. И так осторожно, постепенно, мягкими шагами происходит процесс приручения.
Таким же образом можно проложить путь к началу сотрудничества с самим собой, к мудрому, ласковому и внимательному приручению своей внутренней дикой, свободолюбивой части.
Обнаружить свою дикую, необузданную часть. Понять, прочувствовать, что сопротивление находится внутри и не является врагом. Скорее мудрым защитником, оберегающим наше психологическое и физическое здоровье. Услышать его желание, принять необходимость сохранения свободы. Ощутить всю мощь и силу, стоящие за сопротивлением, которые можно будет потом пустить в нужное русло. Полюбить себя свободным. Вернуть законное право и удовольствие чувствовать себя свободным.
Встретиться, познакомиться с внутренним насильником – понять, что давят не дипломы, отчёты, обязательства. Мы сами давим, потому что грубо, насильственными способами – угрозами, пинками, обманом, наказаниями и жёстким контролем пытаемся заставить себя что-то делать. Прочувствовать, что за жёстким давлением стоит страх, недоверие и неумение правильно обращаться со своими внутренними стихиями. Неумение добровольно договариваться с самим собой, страх перед свободой, потому что она часто ассоциируется с распущенностью и вседозволенностью. За неправильной подавляющей формой разглядеть золото – прекрасную суть намерения вырасти, научиться чему-то, достичь, преодолеть свои дурные привычки.
Выстроить доверительные отношения с собой – это самая трудная часть работы, требующая немалых усилий. Ничто не даётся с таким трудом, как сознательное отпускание себя и позволение не делать то, что надо делать, если не хочется. За этим всегда стоит страх "пустить всё на самотёк" и отсутствие веры, что в таком режиме можно сделать что-то стоящее. Мы боимся, что будем вечно бездельничать, разлагаться и регрессировать, нам кажется, что на это уйдёт слишком много времени. Но на сопротивление и восстановление после него уходит гораздо больше времени. Доверие к самому себе как раз и состоит в том, чтобы ПОЛНОСТЬЮ разрешить себе погулять на свободе и получить от этого удовольствие, не боясь, не ругая, не дёргая, не критикуя и не пиная себя. Дать желанию что-то делать созреть самому. В любом нормальном человеке заложено от природы стремление к росту, развитию и продуктивной деятельности. В реально свободных условиях оно вернётся, раскроется и укрепится. Главное – помнить о просторе. Надо всегда оставлять себе ощущение простора, выбора. Дикая, свободолюбивая часть должна чувствовать себя довольной, тогда она поделится с нами своей силой.
Разрешить себе сопротивляться – признать честно, что не хочется что-то делать. Дать волю сопротивлению, прочувствовать как это приятно. Вместо борьбы, прислушаться к нему, как прислушиваются к плачущему ребёнку, ведь он хочет сообщить что-то важное. Что не так? Может вы где-то перегнули палку, передавили на себя? Увидеть за сопротивлением здоровое стремление к свободе. Как хорошо, приятно, что тяга к свободе у нас есть. Само по себе сопротивление не приносит вреда. Наносит вред неправильное отношение к нему, как к чему-то зловредному, опасному. Любовь к свободе – это прекрасное качество, говорящее о том, что мы живы и здоровы. Если возникающее нежелание заниматься чем-то скучным, трудным, неинтересным, трактовать как потребность чувствовать себя свободным и независимым, совершенно меняется контекст происходящего. Я не ругаю себя, я понимаю, что люблю свободу. И это хорошо. Иногда сопротивление говорит о том, что не надо делать что-то, например, когда занимаешься не своим делом. Тогда это голос интуиции. Но услышать его можно только, если возвращаешь себе свободу принимать такие решения – не буду делать, потому что не хочу.
Двигаться маленькими шажками – сначала отпустить себя на большое расстояние, чтобы не чувствовать себя загнанным. Пробовать что-то делать понемногу, как бы мимоходом, внимательно наблюдая за собой. Так, что это будет не очень заметно для строптивой части. Ключевое слово – пробовать, не так важно сколько времени вы это делаете, важна реакция. Каждый раз постепенно подводить себя ближе, делать сначала понемногу буквально потратить 5-10 минут, написать два предложения, сделать лёгкую зарядку, прочитать один параграф, и смотреть на реакцию. Если нет сопротивления, можно продолжать дальше. Как только оно возникло, ослабить давление, разрешить сопротивлению проявить себя. Пусть взбрыкивает, это нужно для здоровых отношений.
Использовать мягкую настойчивость – помнить о своей цели, проявить терпение. Мягко, но настойчиво повторять и повторять через промежутки времени попытки приступить к делу. Раньше мы либо давили, либо сопротивлялись. Теперь эти две части должны научиться конструктивно сотрудничать. Дать место доброму, справедливому внутреннему хозяину рядом с сильной, свободолюбивой частью. Сила хорошего хозяина в том, что он направляет и берёт на себя ответственность за результаты, но не приносит вреда.
Получать удовольствие от взаимодействия – через некоторое время, когда входишь в суть какого-то дела без сопротивления, возникает желание продолжать, появляется вкус, интерес, увлечённость. Оказывается, оно не такое уж скучное, противное или страшное. Это и есть удовольствие от сотрудничества, оно формирует настоящую мотивацию. Каждый знает эти стихийно возникающие состояния свободы, когда мы увлекаемся тем делом, которое не хотели делать, и никак не можем остановиться. Постепенно появляется и поощрение – первые результаты и достижения, которые укрепляют желание дальше действовать.
Если распространять этот принцип отношения ко всем областям жизни, которые вязнут в болоте прокрастинации, уходят слабость и обездвиженность. Появляются силы и удовольствие что-то делать, возрастает активность, а вслед за ней уважение к себе и желание расширить сферы своей деятельности.