Реклама

Работа с лишним весом в психодраматическом подходе

13 Июля 2021
820


Автор: Наталья Косякова – клинический психолог.

Сразу скажу, что техника не моя авторская, я ей научилась на трехдневке, посвященной психосоматике у Татьяны Бессоновой, и с тех пор широко и успешно применяю. В данной технике возможно работать с любыми телесными симптомами, но я хочу рассмотреть ее сегодня в контексте работы с лишним весом. Пример привожу свой, чтобы было нагляднее и я могла ответить на ваши вопросы, не нарушая конфиденциальности.

Шаг 1.

Вначале предлагаем клиенту (или самому себе, если выполняем технику самостоятельно) визуализировать симптом. Для этого просим клиента нарисовать образ симптома. Важно, чтобы клиент рисовал не себя с лишним весом, а именно свой лишний вес, как он его себе представляет. Ничем не ограничиваем фантазию клиента. Например, мой лишний вес выглядит похожим вот на этот персонаж.
Реклама

Работа с лишним весом в психодраматическом подходе

Шаг 2.

Просим клиента дать название рисунку. Название может быть формальным (например, я рисовала лишний вес, и назову его "Лишний вес", или творческим, ассоциативным (например "Колобок" или "Солнце над Ниагарой") Своего я назвала "Мастер Сумо".

Шаг 3.

Просим клиента рассказать подробнее, на кого (что) похожим получился рисунок. Возможно, он напоминает клиенту кого-то из его окружения. Даже если реальный прототип не находится, просим клиента представить себя данным персонажем, войти в его роль, и рассказать, какой он, как ему живется. О чем думает, что чувствует, какие ощущения в теле, как двигается. Можно попросить показать.

Например, мой Мастер Сумо – это мужчина лет 40, спокойный и жизнерадостный, он двигается легко и свободно, несмотря на лишний вес, ощущает себя гибким, полным сил, чувствует спокойствие и умиротворение. Он доволен собой, и не склонен что-либо менять в своей жизни.

Шаг 4.

Просим клиента написать письмо от имени своего персонажа себе. Так, я буду писать письмо от Мастера Сумо Наташе. Письмо пишем в свободной форме, ничего не обдумывая особо и не корректируя. Такой творческий процесс. Чем меньше подключаем к нему голову, тем лучше.
Реклама

Итак, письмо.

Дорогая Наташа!

Я очень рад, что наконец-то могу с тобой поговорить. Потому что в обычной жизни ты меня, похоже, не слышишь совсем. Более того, ты обращаешь на меня внимание в те моменты, когда ты хочешь, по твоим словам со мной бороться, или даже от меня избавиться. В этом месте мне становится смешно и хочется сказать: "Ну-ну, попробуй! Мне даже интересно, как это у тебя получится! При разнице в силе и наших весовых категориях..."

А вообще-то, я на тебя обижен. Ты, как будто, не замечаешь всего того хорошего, что я тебе даю, и обесцениваешь мои старания. А мне хочется, чтобы ты замечала и признавала мою важность.

Ведь благодаря таким моим качествам, как терпеливость и усидчивость, ты смогла найти интересную для себя работу, которая, не побоюсь громких фраз, стала делом всей твоей жизни.

Я делаю тебя более заметной, более весомой, и со мной тебе гораздо легче отстаивать свои границы, потому что люди замечают меня и не хотят уже со мной связываться. 
Реклама

Благодаря мне ты стала более взрослой, и выглядишь уже не как легкомысленная девчонка, а как взрослая солидная женщина, что порождает больше доверия и уважения в глазах окружающих.

Ты занимаешь больше места в пространстве, и это точно укрепляет твоё ощущение принадлежности этому миру, и право быть и жить в этом мире, быть самой собой, а не изображать из себя кого-то.

Я ограничиваю тебя от лишних движений, чтобы ты наконец-то угомонилась и замедлилась, и научилась быть прямо здесь и сейчас, и замечать, что происходит вокруг.

Я даю тебе состояние спокойствия и равновесия, даже после особо сложных клиентов, успокаиваю тебя после размолвок с мужем и злости на маму, которую ты не можешь ей выразить.

Да много еще чего... Мне хотелось бы от тебя хоть капельку признания и уважения, а не игнорирование и постоянные попытки от меня избавиться.

С любовью и надеждой на понимание.

Твой Мастер Сумо.

Примечание: если есть сложности в спонтанном написании подобного текста, могу предложить список фраз, которые, возможно, продвинут ваш творческий процесс. В своем письме я их не использовала, но клиентам иногда помогает:
  • Я хочу тебе сказать, что...
  • Я усиливаюсь, когда ты...
  • Я пытаюсь до тебя достучаться в том, что...
  • Я появился у тебя в тот момент, когда ты...
  • Я для тебя делаю важную работу, которая заключается в том, что...
  • Я хочу тебя предупредить о том, что...
  • В заключение я хочу тебе сказать...
Шаг 5.
Реклама

Читаем письмо уже в роли самих себя замечаем свои мысли и чувства по поводу прочитанного.

Шаг 6.

Пишем ответ.

Мой вариант: ответ мастеру Сумо от Наташи.

Дорогой Мастер Сумо!

Спасибо за твоё искреннее письмо!

Мне сейчас очень стыдно за то, что я не замечала и игнорировала тебя. Теперь я вижу тебя – ты есть. И я вижу тот вклад, который ты привносишь в мою жизнь! Спасибо тебе за это! Ты, и правда, делаешь для меня очень много.

Я больше не хочу с тобой бороться, а хочу достичь мира и взаимопонимания. Мне важно твоё присутствие в моей жизни, в которую ты приносишь много ценного. И я ни в коей мере не собираюсь от этого отказываться.

Но, вместе с тем, хочу тебя попросить об услуге.

Мне кажется, что я уже достаточно повзрослела, стала устойчивой и уравновешенной. Как будто, для этого уже не требуется, чтобы размеры моего тела постоянно увеличивались. 

Я похоже, не всегда могу замечать и сдерживать себя от излишнего. А вот у тебя это, точно, хорошо получается.
Реклама

Я прошу тебя замечать и давать мне знать, когда моя рука тянется за добавочной порцией еды, или за вкусняшкой, которой уже не требуется моему телу. 

А я готова учиться слышать тебя и замечать каждый раз, когда ты это говоришь.

Было бы так здорово, если бы мы и здесь смогли договориться!

С любовью и благодарностью. Твоя Наташа.

Вот такой ответ получился. Опять же, я не использовала в моем ответе вспомогательные фразы, но подозреваю, что кому-то из вас они могут пригодиться:
  • Прочитав твоё письмо, я заметила...
  • Благодарю тебя за...
  • Сейчас я хочу...
  • Теперь мне кажется особенно важным...
  • А ещё я хочу сказать...
  • Завершаю с...

Шаг 7.

Это может быть завершающий шаг, и в этом случае мы проводим ассимиляцию – что важного клиент заметил в этом процессе, что ему показалось полезным, какие осознавания он получил, какие выводы для себя сделал. Что он готов делать теперь по-другому.

Если мы делаем такую работу в процессе психологической консультации, то можем развернуть вначале монодраматический процесс, попросив клиента последовательно побывать в обеих ролях, замечая, что в этот момент с ним происходит, внося дополнения из каждой роли, а потом уже ассимилировать в качестве итога.

А если мы в групповом процессе, тогда просим участника выбрать актеров из числа группы на роль себя, на роль симптома, и развернуть дальше полноценный психодраматический процесс.

А на сегодня у меня все. Жду ваших вопросов в комментариях.

Выражаю огромную благодарность моему учителю Татьяне Львовне Бессоновкой за творческое обучение великолепному методу!

Метки: Случаи из практики психотерапии, Психодрама, Расстройство пищевого поведения,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём