Работа с Теневыми аспектами личности-2

18 марта 2017
7026

Тина Уласевич

Психолог, семейный терапевт, гештальт-терапевт

Единственное, что отделяет вас от самих себя, - это вы. Каждый раз, когда вы отчуждаетесь от своей сущности, вы переживаете маленькую смерть. (Барбара Энн Бреннан)


 

«Тень»

Понятие "Тень" в качестве архетипического образа существует во всех культурах. В древности тень человека считалась его душой, двойником (в некоторых языках понятия «тень» и «душа» выражаются одним словом).

Для первобытных народов характерно представление, что тень является вторым Я человека, его жизненно важной частью. Потеря тени была равносильна утрате души. Человек без тени — продавший душу дьяволу (нечистая сила не отбрасывает тени).

Т.е. само наличие Тени делает нас:

- живыми

- людьми

В психологию термин «Тень» впервые ввел Карл Густав Юнг для обозначения бессознательной автономной части нашего Эго, нашей негативной стороны, которая не допускается к проявлению в реальной жизни.


Юнг утверждал, что каждый человек имеет свою Тень. Где есть Свет, там есть и Тень. В каждом есть ангел и дьявол; тиран и Мать Тереза; Ева и Лилит; Красавица и Чудовище, только в разных пропорциях.

"Тень - это то, чем человек не хотел бы быть". (Юнг)

Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах - агрессия, высокомерие, трусость, пассивность, легкомыслие, жадность и т. д.

«Тень - это тёмный брат сознания. Это Каин, Калибан, монстр Франкенштейна. Это Вергилий, ставший проводником Данте в аду; друг Гильгамеша, Энкиду; враг Фродо, Голлум. Это Серый Брат в «Маугли»; оборотень; волк, медведь, тигр в тысяче народных сказок; это змий, Люцифер.

Тень стоит на пороге меж сознанием и подсознанием и встречается нам в сновидениях в образе сестры, брата, друга, зверя, чудовища, провожатого. Она — всё, чего мы не хотим и не можем впустить в своё осознанное «я»..» (У.Ле Гуин).

Но именно потому, что эти части скрыты от человека или не признаются им, они часто управляют человеком, особенно в сложных ситуациях.

«В той степени, в какой мы отождествляем себя со светлой и яркой персоной, тень соответственно играет роль тьмы. Если Персона – это «фасад» личности, то Тень — ее «подвал».


Подобно тому, как хозяйка убирает весь хлам подальше от глаз, так и человек осложняющие его жизнь желания, воспоминания, переживания пытается вытеснить из сознания. Тень — это то, что есть в вас, действует через вас или присутствует в бездействии в виде блока, но о чем вы не знаете и, следовательно, не понимаете и не контролируете.

Работу Тени можно сравнить с деятельностью секретной шпионской службы, о которой глава государства ничего не знает и потому может снять с себя ответственность за ее грязные дела» (М.Стайн).

Чем сильнее индивид стремится отождествить себя с Персоной, тем менее он склонен признавать наличие Тени. Мы воспринимаем Тень как нечто навязанное извне, низменное и недостойное нас.

"Каждый носит с собой тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить. Помимо этого, оно находится в постоянном контакте с другими интересами, так что подвержено непрерывной модификации.

Но если теневая сторона подавлена и изолирована от сознания, то она никогда не будет исправлена, и постоянно имеется возможность ее внезапного прорыва в самый неподходящий момент. Так что, по всем подсчетам, она создаст бессознательное препятствие, мешая нашим самым благонамеренным побуждениям и порывам.


Мы несем в себе свое прошлое, а именно примитивного, низкого человека с его желаниями и эмоциями. Лишь приложив значительные усилия, мы можем освободиться от этой ноши. Нам нужно найти способ сосуществования сознательной личности человека и его тени» (Юнг).

Для многих людей, Тень - это потайной ад. Место обитания всех смерт­ных грехов, в наличие которых не признаются даже себе. Но,если бы вытесненные склонности были только злом, то не возникало бы особых проблем.

Другой аспект тени состоит в том, что она не является лишь темными силами, "мрачной изнанкой личности".

Тень также состоит из влечений, способностей и положительных качеств, которые либо были когда-то отвергнуты личностью, потому, что им «не нашлось места» в жизни, либо никогда ею не осознавались (творческие способности, страсть, сексуальность, способность глубоко чувствовать, непосредственность, сильные желания, мечты - все, что считается неприличным, некультурным или просто недопустимым кем-то другим).

Как же так получается, что мы отрицаем, отвергаем, ссылаем часть себя в сумрачный мир Тени?

Формирование «Маски» («Персоны») и «Тени»

В каждом обществе (или сообществе) существует представление, образ «идеального» человека (женщины, мужчины, ребенка, профессионала и т.д.). Этакий социальный «пакет» - набор определенных качеств и моделей поведения.  


«Свирепый и безжалостный воин викингов», «умеренный и справедливый» человек Античности, «праведный и набожный» человек Средневековья, «свободный, разносторонне-развитый, творческий человек, создающий самого себя» эпохи Ренессанса, «идейный строитель коммунизма», «человек 21 века» - все эти идеалы предъявляют к человеку совершенно разные требования.

Соответствие и согласие человека с этими требованиями (ценностями) является обязательным условием признания его данным обществом и, соответственно, его выживания и процветания. Именно они являются «мерилом», критерием того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Что бывает, если человек отличается от большинства, мы видели, например, в фильмах о «Людях Икс».

Людей-Икс ненавидит, боится и презирает человечество ни по какой другой причине, а только потому, что они являются мутантами. Это фильм о дискриминации по отношению к любым меньшинствам, и, что гораздо печальнее, лозунг "Непохожего - бей!", мы видим в действии в реальной жизни.

Мы приходим в этом мир целостными

Мы свободны, мы не «скованы» никакими правилами и условностями. Каждый из нас обладает врожденными наклонностями и испытывает множество желаний, к которым наше окружение не всегда готово. Но, стоит нам появиться на свет, как мы сталкиваемся с социальными ожиданиями и требованиями («вырастет врачом будет», «будущая мама растет» и т.д.).


Что происходит дальше?

А дальше происходит социализация или адаптация к общественному и личному идеалу воспитателей. Окружающий мир (милые родители, добрые учителя и т.д.) стремится ограничить нас в той или иной форме, уничтожить все то, что не соответствует «канону». Делается это путем сознательного подавления «лишнего» в человеке.

С самого раннего возраста каждый ребенок очень чутко ловит и быстро учится понимать, чего ждут от него близкие, в первую очередь – его родители.

Личным примером родительского терпения и смирения, «кнутами и пряниками», обманом и хитростью «естественное» в нас загоняют в  «искусственное» («окультуривают»).И все бы хорошо, не хотите же вы оказаться среди людей, сморкающихся в скатерть и справляющих нужду, где придется?

Разумные ограничения нужны, вот только все ли из них одинаково полезны?

С детства каждый из нас получает и усваивает множество явных и скрытых посланий: "Не балуйся, сиди спокойно", "Хорошие девочки не бывают злыми", "Мальчики не плачут" и т.п. Мы делаем вывод: «Громкий смех и веселые подвижные игры вызывают у мамы тревогу», «Мое желание «сделать все по-своему» обижает отца» и т.п.

Мы слушаем, смотрим и стараемся соответствовать, потому, что боимся потерять расположение близких, разочаровать или вызвать их гнев. Утаивание естественных качеств нашего истинного Я и стремление понравиться другим (прежде всего родителям) позволяет нам выжить в юном возрасте, когда мы не можем сами позаботиться о себе.

Для нас быть любимыми и принятыми ими - жизненно важно, и мы подстраиваемся под требования, ожидания и стереотипы нашего окружения. Поняв, что хотят от нас окружающие, мы «учимся» полезные качества выдвигать на первый план, а бесполезные и опасные — прятать.


Мы оттачиваем те свои умения, которые приносят нам выгоду, а все прочее маскируем и подавляем, чтобы не тратить сил на то, что не срабатывает, и не быть наказанным за то, что раздражает. Мы стараемся всегда заботиться о других, потому, что нехорошо быть эгоистом и думать о себе.

Мы учимся быть покладистыми, потому, что родителям не нравится, когда мы злимся и настаиваем на своем ("Как тебе не стыдно пререкаться с матерью!"). Нам дают понять, что все, что связано с сексуальностью – что-то стыдное и грязное ("Не трогай свои половые органы - ты извращенец!"), и мы закрываем эту область для себя. Список этот бесконечен, и каждый из нас может добавить в него собственные пункты.

Ваша Тень - это не что иное, как ваш собственный внутренний ребенок (Уайнхолд Б.К., Уайнхолд Дж.Б.) 

Процесс приведения «данного образца» в соответствие с «совершенным идеалом» реализуется  через два основных механизма – подавление и вытеснение. При подавлении сознание целенаправленно стремится уничтожить всё то, что не соответствует «желаемому». Достигается это, обычно, под вывеской "мораль", через воздержание, аскетизм и запрет «отрицательных» потребностей.

Если семья религиозная, то родители могут даже втягивать в это Бога: "Бог тебя накажет, если ты не будешь вести себя как следует и слушаться меня".

Не то чтобы мы делали что-то по-настоящему плохое, но, нам  настоятельно "предлагается"  делать только то, что значимые люди считают приемлемым и не представляющим угрозы.

Например, принадлежность к определенному полу — это один из важных факторов, по которым мы выделяем себя и строим свою Персону. Ребенок быстро понимает, что отношение к нему зависит от того, насколько его поведение соответству­ет требованиям пола.

Иногда «модель гендерного поведения» является подходящей, а иногда нет. Помните фильм «Билли Эллиот» - историю маленького мальчика из небольшого шахтёрского городка, который влюбился в балет?

Слоган фильма: «Внутри каждого из нас есть особый талант, ждущий своего выхода наружу. Хитрость в том, что нужно найти этот выход».

Сюжет: Действие происходит в 1984 году, во время забастовки британских шахтеров, и сосредотачивается на надежде 11-летнего Билли Эллиота стать профессиональным балетным танцором.

Билли живёт со своим овдовевшим отцом, старшим братом, и бабушкой, которая когда-то тоже стремилась стать профессиональной танцовщицей. И отец, и брат Билли — шахтеры, принимающие участие в забастовке.

Отец отдает мальчика в Спортивный центр, чтобы тот начал заниматься боксом, как и положено сыну потомственного шахтёра. Но Билли не привлекает этот вид спорта. Во время одной из тренировок в зале начинают заниматься девочки-балерины (танцоры и боксёры делят одно помещение). Увидев, как они двигаются под аккомпонимент фортепиано, услышав названия движений, мальчик понимает – это то, что ему нужно и важно.

Втайне от отца Билли начинает брать уроки балета. Вскоре тренер по боксу сообщает отцу об отсутствии его сына на тренировках, и спустя какое-то время тайна юного Билли раскрывается. Отец считает, что балет не мужской вид спорта и увлечение им его сына является неким отклонением от нормы. Он категорически запрещает Билли посещать занятия.

Но тот, увлечённый танцем, всё же продолжает брать индивидуальные уроки у своей преподавательницы. Она считает, что Билли достаточно талантлив, и предлагает ему попробовать поступить в Королевскую балетную школу Лондона. Но из-за ареста брата во время стычки между полицией и бастующими шахтерами, Билли пропускает прослушивание.

Преподаватель идет в дом Билли, чтобы рассказать его отцу и брату об упущенной возможности. Те приходят в ярость, боясь, что Билли будут считать гомосексуалистом, и в крайне резком тоне дают понять мальчику, что не может быть и речи о том, чтобы он связал свою жизнь с балетом.

Что происходит дальше? А дальше (в фильме) происходит исключительный случай – мальчик, несмотря на препятствия, реализует свои способности и мечты.

Отец Билли видит танцующего сына и понимает, что тот действительно полностью увлечён танцем и делает всё возможное, чтобы помочь ему выбраться из маленького шахтёрского посёлка в мир.

В заключительной части фильма мы видим уже взрослого двадцатипятилетнего Билли Эллиота, который выходит на сцену и исполняет ведущую партию балета Лебединое озеро. Отец, брат и друг детства Билли  любуются им из зрительного зала.

В жизни, к сожалению, такое бывает редко. Общественные установки - «мальчики не плачут» - они не должны быть слишком нежными, «девочке не положено быть лидером, ее дело баюкать кукол», приводят к подавлению части себя. Помните мультфильм «Мулан» - о социальной дискриминации женщин и ее преодолении в рамках одной отдельно взятой судьбы? 

Фильм снят на основе китайской легенды о молодой женщине, которой было трудно ощущать себя в традиционной роли китайской девочки и она, маскируясь под мужчину, занимает место своего престарелого отца в армии. Воюя с врагами своей Родины, Мулан добивается признания у других воинов и отстаивает свое право быть не такой, как все..

Фильмы – фильмами, а в реальной жизни, чаще всего, природная чувствительность мальчика постепенно вытесняется, и он перестает не только проявлять, но и осознавать ее, а лидерские качества девочки уходят в Тень.

Человек отказывается от некоторых сторон своей психики, отчуждает, подавляет или отбрасывает какие-то нежелательные ее аспекты, черты либо переживания и возникает внутренний раскол на темную («Тень») и светлую («Маска») стороны. Проводится граница между тем, что нравится (сначала окружающим, а затем и себе самому) и тем, что не нравится.

Теперь «Маска» – это как бы реальный «Я», остальная ее часть - «не-я«, территория за границей, «вне меня» («Тень»).

Это чужая и враждебная территория, которую нужно отрицать, скрывать, и с которой надо бороться. Так формируется обширное пространство темных «подземелий», где годами скапливается все то, от чего мы отказались. Но, Тень никуда не исчезает.

В итоге мы сидим на вулкане, который может взорваться в любой момент.

Уничтожить врожденные наклонности невозможно. Их можно только «подавить», «вытеснить» в область бессознательного.

На подавление и удержание уходит огромное количество энергии, которую можно было бы использовать более конструктивно. К тому же, в самой Тени содержится много ресурсов. Желание соответствовать чужой фантазии мешает нам проявить себя полностью, и направляет нашу энергию в ложное русло.

Психозы, депрессии, зависимости от психоактивных веществ, самоубийства и неконтролируемое асоциальное поведение — всё это попытки агонирующей Тени напомнить о себе, прорваться сквозь бетонные стены Маски на поверхность и глотнуть воздуха свободы.

К сожалению, «Маска» - плоский, искаженный, суженный, ущербный и неточный образ себя - гораздо удобнее несовершенной естественности, и люди, в общем-то, редко стремятся к развитию собственной личности.

Поэтому, даже после того как мы вы­растаем из детских штанишек и отделяемся от родителей, мы сталкиваясь с проявлением собственных черт, которые по какой-либо причине представляют дискомфорт (например,  влечение или интерес), предпочитаем оставаться хорошими мальчиками и девочками даже тогда, когда можно было бы ими уже и не быть.

А Тень прорывается в сознание тревогой, виной, страхом, депрессией. В результате, нам не хватает сил даже на мелкие бытовые дела; мы чувствуем себя беспомощными и бессильными, нас пугает все новое, а «старое» вызывает лишь скуку и уныние, мы ощущаем скованность и зажатость, а некоторые люди (живущие по-другому) нас просто «бесят».

Да, люди бывают разными. И, антисоциальное, агрессивное и просто неприятное поведение окружающих никто не отменял, но, прежде, чем обвинять и осуждать других, не стоит ли нам перечитать следующую  притчу и подумать, не себя ли мы самого постоянно встречаем на жизненном пути?

Притча.

Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в  ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил: "Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?"

Старик ответил ему вопросом:

- А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?

- Это были эгоистичные, жадные и злые люди. Именно поэтому я с радостью уехал оттуда.

- Здесь ты встретишь точно таких же, - ответил ему старик.

Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: "Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?"

Старик ответил тем же: "А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?"

- О, это были добрые, гостеприимные и благородные люди. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться.

- Ты найдешь таких же и здесь, -- ответил старик.

Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком: "Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?"

"Сын мой, - говорит старик, - каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашёл ничего хорошего в тех краях, откуда он пришёл, здесь тоже - не найдёт ничего. А тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдёт верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы находим в них».

Как часто бывает, что сопротивляясь принятию каких-то аспектов собственной личности, и желая справиться с дискомфортом, человек делает вид, что негативные черты принадлежат кому-то другому. Кому угодно, только не ему. Эти отчужденные черты проецируются, и начинают восприниматься как элементы окружающей среды. («Во мне нет ничего дурного — это всё они. Я не чудовище, это другие люди — чудовища..). На выходе мы получаем мир, в котором страшно жить.

 Что делать?

Выработать более-менее точный образ себя – то есть соединить (интегрировать) Маску с Тенью – начать осознавать те грани себя, о существовании которых вы не знали или не хотели знать. Борясь с теневыми энергиями, мы отсекаем себя от источника  творчества. Потому что сила - в тени.

Знакомство с Тенью, хоть и называется по-разному, в любой традиции считается самым первым шагом на пути к обретению душевного развития. Принятие темной стороны души — это то, с чего нужно начинать, а не то, что можно отложить на потом.

Только сила и смелость содержащиеся в Тени, могут дать необходимое бесстрашие, чтобы вырваться из социальных тисков и стать собой. Работа с Тенью формирует целостный образ самого себя, а не придуманную человеком или навязанную обществом иллюзию.

О технике работы с теневыми аспектами личности в следующей статье. 

Список литературы, использованной при написании статьи:

1. Тайное и явное в отношениях с окружающими (Тень и Персона), Стайн М., Журнал практической психологии и психоанализа, 2010, №1, Глава из книги М. Стайна (2010) «Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию», Издательство Когито-Центр.

 2. Тень (материал размещен в блоге Павличенко Е. (elena-pavlichenko.com/ten/).

3. У.Ле Гуин "Ребенок и Тень" (Интерлит).

Метки: Личность,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём