Развитие критического мышления у детей

12 апреля 2018
7380


Автор: Наталья Обердерфер, практикующий психолог.

Знаете, что означает фразеологизм "Буриданов осел"?

История связанна с одним нерешительным осликом, который не мог выбрать между двумя одинаковыми охапками сена и так и умер от голода.

Современная реальность диктует новые правила. И первокласснику уже недостаточно просто уметь читать, писать и считать. Ему уже предлагают решать логические задачки, а иногда и даже доказать свою правоту. Поэтому развитие критического мышления сегодня – это уже не дополнительные и желательные опции, а необходимость в современном мире.

В возрасте 1,5 лет у ребенка начинает формироваться наглядно-образное мышление. К 4-5 годам ребенку уже не нужно видеть реальный предмет, чтобы говорить о нем, он может его просто представить.


Образы приобретают обобщенный характер, и ребенок способен вычленять те особенности предмета, которые нужны в данный момент для решения какой-то задачи. Его мышление начинает оперировать моделями и схемами, анализировать и обобщать получаемую извне информацию. И тут самое время помочь ребенку развить критическое мышление.

Что такое критическое мышление? Это мышление, которое включает в себя:
  • Получение информации;
  • Переработка (анализ);
  • Выводы;
  • Принятие решения;
  • Формирование своего отношения к результату.
Критически мыслящий ребенок может спокойно обосновать свой выбор. Первые проявления критического мышления начинаются у малыша с вопроса "Почему?". Ребенок хочет знать причины того или иного явления, поведения, правила.

Родители часто жалуются, что устают от своих почемучек, но, отмахиваясь от своего малыша, очень легко отбить у него интерес к познанию. В идеале нужно поощрять его любознательность. Так вы не только развиваете своего ребенка, но и наделяете малыша вниманием, которое, как известно, играет очень большую роль в психологическом развитии человека.

Вот несколько приемов для развития критического мышления у вашего ребенка.

Прием "Остановка".

Подготовьте книгу или мультфильм. Отметьте в произведении особые повороты событий. Остановите просмотр или чтение и начните с ребенком обсуждение, предложите ему пофантазировать: Как ты думаешь, что будет дальше? Почему? А как ты бы поступил?


Закончив произведение, обсудите сходство и различия его версии и оригинала. Пусть ребенок выскажет свое мнение. Данное упражнение хорошо развивает не только критическое, но и творческое мышление ребенка.

Разрешите ребенку делать свой выбор в мелочах.

Какое платье надеть, с кем играть, с чего начать выполнять задание, что смотреть и что читать. Мелочи? Только не в развитии ребенка. Этим вы даете возможность ему самому принимать решение.

Принятие решения – это навык, которому человек учится в течение жизни. Если вы все время сами решаете все за ребенка, то готовьтесь к тому, что в будущем за него это будут делать другие: друзья, супруги, СМИ, организаторы сект.

Нельзя научить человека принимать решения, просто рассказав ему об этом. Поэтому, как и для любого опыта, в этом деле важны ошибки. А вернее, их анализ. Что нужно было сделать по-другому, чтобы был нужный результат?

Ваш личный пример в развитии критического мышления ребенка.

Когда вы принимаете какое-то довольно масштабное решение (покупка автомобиля, смена места работы), объясните ребенку, как вы принимаете это решение:
  • Собираете нужную информацию;
  • Оцениваете все варианты;
  • Сверяете их с вашими жизненными ценностями и принципами;
  • Как принимаете решение.

Игра "Если, то…".

Это довольно интересная и веселая игра, которая не только поможет развить ребенку (да и взрослому), критическое мышление, но и чувство юмора. Суть игры: продолжить предложение, которое начинается со слова "если", а потом предложить свое.

Пример:
  • Если завтра зарплата, то..
  • Послезавтра квартплата, а если заплатил, то...
  • Можешь спать спокойно. Если хочешь спать спокойно, то...
  • Заплати налоги и спи спокойно. И так далее продолжать можно до бесконечности.
Подведем итоги.

Если ваш малыш указывает на ошибки в чьих-то размышлениях и задает много вопросов, то поздравляем, у вас растет смышлёный, любознательный ребенок. Приучайте ребенка, прежде чем что-то критиковать, собирать полную информацию и только потом делать выводы. Позвольте ребенку сомневаться и делать свои ошибки, а после анализируйте их и делайте совместные выводы.

Создавайте для ребенка условия, в которых он сможет самостоятельно принимать решения - и не навязывайте свое, если хотите, чтобы малыш вырос уверенным в себе и решительным.

Источник

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Критическое мышление,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём