В статье описываю феномен Внутреннего родителя и стратегии работы с ним. Делюсь опытом...
"Каждый поступает с собой так, как поступали когда-то с ним".
Сейчас много пишут о "внутреннем ребенке". И это, безусловно, важная тема. Писал об этом феномене и я. А также я регулярно работаю с этим Эго-состоянием у своих клиентов. Именно опыт моей работы привел меня к одному терапевтическому открытию, а именно: проработка и трансформация состояния клиента "Внутренний ребенок" происходит интенсивнее, когда в терапии параллельно работаешь с его состоянием "Внутренний родитель".
Как появляется эго-состояние Внутренний родитель?
Состояние "Внутренний родитель" так же, как и состояние "Внутренний ребенок", является результатом жизненного опыта ребенка, и в большей степени опыта его отношений с родителями.Реклама

В терапии можно довольно легко восстановить специфику этого опыта даже не прибегая к сбору анамнеза. Этот опыт будет отчетливо "проступать" "здесь и сейчас" в реальных отношениях, которые клиент строит с миром, с собой, с другими людьми. Не исключением будет и терапевт. По характеру контакта, который будет строить клиент с терапевтом, несложно реконструировать опыт его ранних отношений со значимыми для него людьми.
Высказанная мною мысль отнюдь не претендует на новизну, это классика психоанализа. В свое время ее прекрасно выразил Джон Боулби, утверждавший следующее: "Кaждый из нac cклoнeн пocтyпaть c дpyгими тaк, кaк paнee пocтyпaли c ним".
Однако, пойдем дальше. Слова Джoна Бoyлби "Кaждый из нac cклoнeн пocтyпaть c дpyгими тaк, кaк paнee пocтyпaли c ним" можно перефразировать следующим образом: "Каждый поступает с собой так, как ранее поступали с ним". А это уже идеи теории объектных отношений. Именно в рамках этой теорий были "обнаружены" такие феномены, как внутренние объекты, которые потом массово "размножились": внутренний ребенок, внутренний родитель, внутренний взрослый, внутренняя старуха, внутренний садист, внутренний трус и пр.
Итак, Внутренний родитель – эго состояние, возникшее в результате реального опыта с реальными родительскими фигурами. В результате этого опыта реальные родительские фигуры оказались интроецированы и ассимилированы (проглочены и присвоены) в Я и стали частью этого Я, активно влияющей на все проявления человека.
Как проявляется Внутренний родитель?
Функции Внутреннего родителя разнообразны. Они такие же, как и функции реального родителя: поддержка, оценка, контроль. Единственным отличием является то, что в этом случае добавляется частица – "само" – самоподдержка, самооценка, самоконтроль. И это нормально. Взрослый, здоровый человек способен к различного рода само-влиянию и само-воздействию на себя. В речи это проявляется присутствием возвратных местоимений – сам себя.При всем индивидуальном разнообразии этой инстанции, если сильно упрощать, то можно сказать, что Внутренний родитель может быть дисфункциональный и гармонично функционирующий (далее по тексту плохой и хороший. В терапии приходится встречаться с клиентами с "плохим внутренним родителем", являющимся причиной их многочисленных психологических проблем.
Работая с клиентами с этой частью их Я, я прошу их дать название этой части. Чаще всего звучат следующие определения: Внутренний Контролер, Строгий Учитель, Жестокий Тиран, Внутренний Жандарм. Это примеры плохого внутреннего родителя.
Какой он, этот "плохой" внутренний родитель?
Психологический портрет человека с плохим Внутренним Родителем:- Такие люди неспособны к самоподдержке, позитивной самооценке, самозащите в силу ущербности, одногранности их образа родителя. По этой причине они постоянно ищут удовлетворение этих потребностей в других людях;
- Они склонны ругать себя, обесценивать, контролировать, обвинять;
- Они очень требовательны к себе;
- У них хорошо развита рефлексивность (самоанализ), внутренний критик;
- У них часто возникают психосоматические симптомы и заболевания;
- Они легко образуют родительский перенос в терапии.
Плохой Внутренний родитель – одногранный. Он включает в себя лишь ограничивающие, контролирующие, функции. В круг его привычных действий входят следующие: поругать, покритиковать, постыдить, обвинить, упрекнуть…
Вторая грань – разрешающая – здесь "не активирована". Такие важные для человека функции, как поддержка, защита, похвала, сочувствие, жаление, подбадривание, успокоение не предусмотрены.
Плохой внутренний родитель автоматически воспроизводит негативное отношение к своему Я. Хочется восхищения, одобрения, поддержки, но получить это невозможно.
Попросить, а тем более потребовать нельзя. Активизируются автоматические установки прежнего опыта:
- Я и так создаю много проблем, надо терпеть;
- Боюсь показаться плохим, не компетентным;
- Боюсь разочаровать, не оправдать ожидания.
От внутреннего плохого родителя ни сбежать, ни спрятаться, его не обманешь… Он всегда с тобой. Это как все время жить с включенной видеокамерой.
Такой способ отношения к себе может привести к достижениям в жизни, но точно не к радости.
Неудивительно, что при таком Внутреннем родителе Внутреннему ребенку живется неуютно.
Терапевтические стратегии при работе с Внутренним родителем
Намечу очень схематично основные стратегии работы.Основной терапевтической задачей при работе с Внутренним родителем является его реконструкция и гармонизация. Это происходит через восстановление в содержании Внутреннего родителя неактивированной грани – хорошего Внутреннего родителя с его функциями само-поддержки, само-принятия, позитивной само-оценки.
В терапии параллельно идет работа по двум направлениям: работа на границе контакта и работа с внутренней феноменологией.
Работа на границе контакта.
Здесь мы придерживаемся следующей идеи: терапевт в процессе работы становится для клиента тем хорошим родителем, которого ему не хватало в его детском опыте. В созданной им терапевтической ситуации находят место безоценочное принятие, поддержка, безопасность, сочувствие, возможность на кого-то опереться – те родительские функции, которые были в дефиците в его детско-родительских отношениях. Благодаря этому клиент достраивает недостающие грани внутреннего образа родителя, реконструируя своего Внутреннего родителя в сторону большей целостности. Осуществив в процессе терапии такую работу, клиент в будущем обретает большую устойчивость в способности поддерживать себя самостоятельно.
Работа с внутренней феноменологией клиента.
В рамках этой стратегии можно выделить ряд этапов:
1. Обнаружение и знакомство со своим Внутренним родителем. Какой он? Как его можно назвать? Как он проявляется? Когда он проявляется? Каковы его проявления в отношении Внутреннего ребенка?
На этом этапе можно использовать разные средства обозначения и проявления этой внутренней инстанции – составлять психологические портреты своего Внутреннего родителя, рисовать его, лепить, проигрывать… Важно, чтобы тоже самое до этого уже было проделано с состоянием Внутренний ребенок.
2. Налаживание контакта между Внутренним родителем и Внутренним ребенком.
На этом этапе мы пытаемся осуществить диалог между этими состояниями Я. Для этого подойдут техники "пустого стула", "разговор двух субличностей", переписка. Главная задача этого этапа – организовать встречу Внутреннего взрослого и Внутреннего ребенка с возможностью услышать друг друга.
3. Получение опыта заботы о своем Внутреннем ребенке.
Если на предыдущем этапе удалось встретиться и услышать своего Внутреннего ребенка, то можно пробовать различные способы удовлетворения его потребностей, которыми, как правило, будут потребности в безусловном принятии и поддержке. Для этого важно осознавать и останавливать привычные автоматические способы включения "плохого внутреннего родителя" и в этих паузах пробовать включать "хорошего внутреннего родителя" с его новым отношением к своим собственным действиям, поступкам, поведению. Совместно с психологом можно разработать программу реализации такого нового отношения к своему Внутреннему ребенку. Если есть реальные дети, то появляется прекрасная возможность попробовать опыт позитивного отношения первоначально на них. А в последующем перенести его и на себя.
Выделенные выше две терапевтические стратегии работы осуществляются параллельно. Точнее, первая стратегия является фундаментом, на котором выстраивается вторая – это тот "бульон, в котором готовится новое блюдо". Создание терапевтических отношений с высоким уровнем поддержки и принятия является необходимым условием для экспериментирования клиента и получения им нового опыта.
Я описал лишь один тип "плохого внутреннего родителя" – чрезмерно контролирующего, безусловно не принимающего. И это еще не самый худший вариант. Более сложной является ситуация использования, отвержения и игнорирования. В этом случае в отношении к своему я осуществляются еще более разрушительные стратегии.