Самостоятельный ребенок: правила для родителей

12 апреля 2016
8151


Автор: Наталья Кистенева, психолог, телесно-ориентированный терапевт.

В процессе развития ребенка важно найти равновесие между родительской поддержкой и самостоятельностью.

В 9 месяцев ребенку нужна поддержка, чтобы ходить. В 3 года – иметь достаточно свободы для самостоятельного освоения действий и навыков. В 7 лет – учиться, совершать ошибки и исправлять. В 13 лет – видеть связь между поступками и их последствиями и нести за них ответственность.

Отказ от самостоятельности может быть связан с критикой и давлением со стороны окружающих. Ребенок боится попасть под шквал обвинений и отдает инициативу взрослому. Проявлять самостоятельность становится небезопасно.

«Я сделаю так, как ты скажешь. Тогда ты будешь мною доволен», – говорит он своим поведением.


Другой причиной может быть подмена инициативы ребенка действиями взрослых.

Избыточная помощь со стороны родителей останавливает активность ребенка. «Ты еще маленький», «Я сделаю это лучше», «Давай я помогу».

И если родители раз за разом переключают активность ребенка и берут на себя выполнение доступных ему по возрасту действий, то со временем он перестанет даже пытаться сделать что-либо самостоятельно.

Самостоятельный ребенок: правила для родителей.jpg


Что делать, чтобы восстановить самостоятельность ребенка?

  • Помогать только в том, в чем действительно нужна помощь. Действия недоступны ребенку по возрасту или его попытки оказались неудачными. 
  • Дозируйте помощь. Не пытайтесь сделать все сразу за ребенка. Уточните, как именно он действует и что конкретно не получается. Помогите с этим конкретным действием и оставьте ребенку возможность продолжить самостоятельно. 
  • Научите ребенка просить о помощи, когда она нужна. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой непонятной, сложной, опасной он может прийти к родителям за советом, объяснением, помощью. И он получит именно то, о чем просит, а не горы упреков и обвинений. 
  • Рассматривайте ошибки как повод поговорить с ребенком, объяснить, а не ругать и не критиковать. Говорите о последствиях, помогайте увидеть причинно-следственные связи между поступками и результатами. 
  • Делайте вместе, а не вместо ребенка. Разделяйте действия на простые и сложные. Выполняйте те, которые не под силу ребенку. Остальное – оставьте ребенку. Учите его работать в команде. 

Простые решения иногда самые сложные в исполнении. Терпения может потребоваться много. Потому, что очень хочется помочь, предостеречь, поделиться опытом, облегчить, защитить. Нормальные родительские желания.

Однако если лишать ребенка возможности получить собственный опыт, разобраться со своими ошибками, найти свои уникальные стратегии справляться со сложностями, они не научатся опираться на себя, стоять на своих ногах, быть самостоятельными.
 

Метки: Воспитание,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём