Случай Марка. Работа психолога с подростком

13 февраля 2020
5719


Автор: Дербенева Виктория, психолог. 

Ни для кого не секрет, что самый беспроигрышный вариант терапии с подростками в образовательном учреждении – это арт терапия. Не только рисунки помогают исследовать эмоциональные переживания ребят, но и работа с кинетическим песком, глиной, метафорическими картами. Я хочу поделиться с вами опытом работы по профилактике нарушенных взаимоотношений в коллективе с помощью метафорических карт. Рассказать о занятии, которое способствует формированию знаний о возможностях самостоятельно изменить ситуацию.

Известный факт, что при высоких эмоциональных и физических нагрузках может произойти срыв адаптационных механизмов, что приведет к кратковременному аддиктивному поведению, когнитивной беспомощности (снижению функций памяти, внимания), высокой аварийности/травматизму, снижению продуктивности деятельности в целом или к полному отказу от неё.
Реклама

Вот и двенадцатилетний подросток, с которым я работала, начав учебный год, продемонстрировал весь спектр этих "прелестей". Если еще учесть, что обучается он в закрытом образовательном учреждении, можете представить интенсивность происходящего. Я опущу описание первых встреч, направленных на тренировку навыков саморегуляции и представлю вашему вниманию занятие с метафорическими картами "DUET", "Resilio".

Марк (имя изменено) из полной семьи, есть брат 3-х лет. Удобно расположившись за столом, я предлагаю Марку из колоды "Resilio": "Выбери, пожалуйста, пару карт (карта – ситуация, карта – животное) которая символизирует твои отношения в коллективе на сегодняшний день". Подросток может выбирать карты как рубашкой вверх, так и открытыми. Зависит от того, какую цель ставит перед собой психолог. Когда карты выбираются "вслепую", результат, как правило, эффективней. Если выбирать карты открытыми, то подключается сознание и тогда естественным образом психологические защиты начинают руководить выбором, результативность снижается.

Вытащив карты, мы рассматриваем и связываем между собой картинку-ситуацию и картинку-животное. В случае Марка, получилась картинка – Лестница винтовая, животное – горный козел, лежащий на выступе горы:

Лестница винтовая, животное – горный козел, лежащий на выступе горы

Марк: "Лестница, хм, я хочу занимать определенную ступень в коллективе (показывает на середину лестницы) и…(пауза).

Психолог: "А что ты делаешь для этого?" (показывает на вторую карту).

Марк: "Ничего, я ленюсь что-то делать, само как-то образуется...

Психолог: "Похоже, как будто ждешь может кто-то пнет, чтобы ты взлетел повыше или кто-то может, наоборот столкнет... это ты называешь "как-то образуется"? Тогда, если я правильно понимаю, тебе всё равно какую ступень на лестнице занимать, внизу или вверху?

Марк: "Нет, мне не всё равно. Я хочу изменить и своё поведение, и отношения в классе".

Психолог: "Я предлагаю тебе из колоды "DUET" выбрать пару карт (карта – картинка, карта – слово), которая отражает отношение ребят и воспитателей к тебе (близкое окружение на сегодняшний день).

Марк выбирает карту-картинку и карту-слово, переворачивает, рассматривает.

Карта из колоды DUET

Психолог: "Что ты видишь?"

Марк: "Женщина в белом халате, можно представить, что это воспитатель и у нее здесь все так разложено правильно, всё по полочкам, у каждого есть своё место. И слово "безопасность"... получается, что я рядом с ними в безопасности... мне ничего не угрожает... получается, если эти картинки правда (ухмыляется), то и пацаны ко мне нормально относятся".

В этом месте психолог держит паузу, так как идет процесс осознавания и нужно дать время на этот процесс.

Следом Марк говорит: "А Вы знаете, пожалуй, и правда мне нужна дисциплина, потому что она... как-то всё по порядку становится".

Психолог: "Выбери, пожалуйста, из колоды "DUET" пару карт, которые могут показать тебе направление, в какую сторону двигаться в построении отношений. То есть, какой есть потенциал в отношениях между тобой и людьми, которые тебя окружают". Карта – картинка, карта – слово.

Карта из колоды «DUET»

Марк: "Интересно получается, мне нужно давать что-то…(хмурится).

Психолог: "Если мы говорим о потенциале и об отношениях, то это всегда взаимный обмен… труд с обеих сторон.

Марк: "То есть, когда тебе что-то дают нужно брать и давать что-то другое взамен (улыбается).

Психолог: "Верно. Ведь давать можно не только пирожок, но и поручение какое-то тебе…а с какой целью как думаешь?"

Марк: "Чтобы наладить мои отношения с ребятами".

Психолог: "И как следствие, поднять твою самооценку, поднять твой авторитет в классе, понимаешь? И сели с этой стороны на эту пару карт посмотреть, о чём она для тебя?".

Марк: "Про то, что мне нужно прислушиваться к тому, что говорят воспитатели и к ребятам стать более дружелюбным и открытым".

Психолог: "В завершение, предлагаю из колоды "Resilio" вновь достать пару карт, которые отразили бы то, как изменятся твои отношения в коллективе, если ты станешь прислушиваться к воспитателям и будешь более открытым с ребятами".

Марк достает карту. Карта – картинка, шестеренки, работающие в унисон; карта – животное, стая ласточек, сидящая на проводе:

Карта из колоды «Resilio»

Марк: "О, как часовой механизм и ласточки на проводе… все вместе. Классно, значит может получиться слаженная работа всего коллектива. Значит, я – как часть этого механизма. Сломаюсь я или кто-то другой и может произойти авария, это как всю первую четверть в нашем классе была авария".

Уходя в этот вечер, Марк впервые за последние два месяца был в состоянии замешательства, какой-то задумчивости. Именно это занятие запустило в нем движение трансформации, и все следующие встречи становились его маленькими шажочками к самому себе.

Я намеренно не стану здесь расписывать анализ выпавших карт, чтобы не потерять особенность момента понимания их подростком. Конечно можно смотреть на них глубже и шире, но мне был важен смысл, который мальчишка вкладывал в них. И я просто шла за ним.

Источник

Метки: Подростковый возраст, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии, Метафорические карты,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём