Автор: Татьяна Фишер – психолог
Я часто рассказываю клиентам один пример, который, как мне кажется, очень нас всех (и меня в том числе) характеризует.
Вот стоит перед зеркалом женщина. Смотрит на себя и расстраивается. Ей не нравятся появившиеся на лице признаки возраста, ей не нравится свой вес, ей не нравится своя стрижка. Одним словом, каждое утро, день за днём она себе не нравится. День за днём она страдает от собственного отражения.
И ведь из этого стояния перед зеркалом есть два направления движения энергии. С одной стороны, соприкоснувшись со всем отчаянием, непринятием и неготовностью смотреть на себя такую – идти к косметологу, чтобы где-то подколоть, где-то освежить, где-то подтянуть массажами. То-есть, пустить энергию на действия для изменения ситуации настолько, насколько это возможно и физически и финансово.
Реклама

С другой – пойти в принятие своего возраста. То-есть, направить энергию в проживание горя утраты молодого тела. Злиться, грустить, проговаривать, признавать, чтобы это отражение в зеркале стало постепенно своим, а не чужим.
И то и то – движение жизни (либо внешнее – действиями, либо внутреннее – прохождением процесса горевания). И то и то – это в конечном счёте шаг от страдания перед зеркалом и возвращение в поток бытия. Либо удовлетворённой своим изменившимся внешним видом, либо принявшей внешность такой как есть и отгоревавшей это застревание у зеркала.
Но женщина стоит месяцами и годами.
Перед зеркалом.
Перед мужем.
Перед работой.
Перед родителями.
Жизнь проносится мимо, а она все стоит, застрявшая в страдании, в болотистой угнетающей энергии, которую как будто невозможно преобразовать в поток (либо действий либо чувств).
И вот, в моем переживании, мы научены поколениями страдать, застревать, не видеть выхода (и глубоко-глубоко внутри чей-то голос привычно шепчет: "страдание и есть жизнь. Бог терпел и нам велел. Не страдать, но жить, двигаясь вперёд – смертельно опасно").
Конечно, дело не в желании страдать, а в отсутствии навыка как отчаиваться и отгорёвывать, так и решаться и действовать. Словно психически мы все ещё сидим в бомбоубежищах, где не время для горя, т к нужно быть мобилизованными, одновременно и для действий не время, т к двигаться вовне не безопасно.
И если присмотреться, таких мест страданий, наполненных ложным ощущением безвыходности, таких вот психических бомбоубежищ, где нужно просто стиснуть зубы и замереть, можно набрать десятки в контексте собственной жизни.
Оттого начинать легче не с отношений или смены работы (оставить на время хотя бы страдание о страдании невозможности менять), а с покупки удобной кружки, перемещения постоянно мешающего шкафа, разрешения себе поехать на такси.
Дьявол живет в мелочах. Из психологического бомбоубежища страданий выходят маленькими шагами. День за днём. Шаг за шагом. Неграндиозными победами. Крошечными изменениями. Ведь быстро – это, как известно, медленно, но постоянно.