Страдание любит компанию или терапевтические факторы групповой психотерапии

22 января 2018
3073


Автор: Амалия Макаренко, кандидат психологических наук, психолог.

Групповая психотерапия похожа и одновременно отличается от индивидуальной психотерапии. Различия, прежде всего, связаны с количеством участников, в индивидуальной – это два участника, а в групповой – 5-15. Такое увеличение числа участников значит больше, нежели распространение индивидуальной психотерапии одновременно на несколько человек. Участие нескольких человек предоставляет качественно иной опыт, совместно с уникальными терапевтическими возможностям. 

"Каждому воздастся по вере его", – так перефразировал Михаил Булгаков известную фразу из Библии. Специальные исследования и задокументированные данные показывают – чем больше клиент верит в то, ему помогут, тем результативнее терапия. В каждой терапевтической группе есть люди, которые стоят на разных ступенях на пути к благополучию. Участники группы длительное время контактируют с теми членами группы, у которых произошло улучшение. Они также часто встречаются с участниками группы, которые имеют сходные проблемы и достигли успехов в их преодолении, что укрепляют веру в позитивные изменения и эффект групповой психотерапии. 
Реклама

На собраниях Общества Анонимных Алкоголиков новичкам помогают выбрать куратора – члена общества с длительным стажем воздержания. Успешные члены общества на собраниях рассказывают истории своего падения и своего спасения, вселяя веру в новичков. 

Большинство людей обращаются к терапевту, будучи встревоженными мыслями о том, что никто больше не страдает так, как они, что только одни они испытывают непонятные страхи, мучаются от нелепых мыслей, только у них возникают непредсказуемые порывы и не поддающиеся никакому объяснению фантазии. В этом, безусловно, присутствует доля правды, так как многие из них имеют свои собственные "букеты" стрессовых факторов и того, что скрыто в бессознательном. Групповой формат психотерапии, особенно на начальных ее стадиях, способствует разубеждению в уникальности проблем, что само по себе является мощным фактором, способным улучшить состояние. Когда человек слушает других членов группы, он обнаруживает, что не одинок в своих проблемах, проблема перестает быть столь ужасающей и непреодолимой. Осознание универсальности переживаний побуждает человека открыться окружающему миру, и тогда запускается процесс, который может быть назвать – "Добро пожаловать к людям", или "Мы все в одной лодке", или "Страдание любит компанию". Несмотря на своеобразность человеческих проблем, определенные общие знаменатели существуют всегда, и участники психотерапевтической группы очень быстро находят "товарищей по несчастью". 

Большинство участников психотерапевтической группы к моменту окончания успешно пройденного курса групповой терапии узнают очень многое о функционировании психики, смысле симптомов, о межличностной и групповой динамике и самом процессе психотерапии. Дидактическое обучение служит механизмом первоначального объединения людей в группе, пока еще "не включились" остальные терапевтические механизмы. Объяснения являются полноправными и эффективными терапевтическими силами. Объяснение явления – это первый шаг к контролю над ним и снижению тревожности. 

Существует древняя хасидская история о Рабби, который беседовал с Господом о рае и аде. "Я покажу тебе ад", – сказал Господь и привел Рабби в комнату, посреди которой стоял большой круглый стол. Сидящие за столом люди были голодны до изнеможения. В середине стола стоял большой горшок с мясом, его было достаточно, чтобы насытить каждого. В руках людей, которые сидели за столом были ложки с очень длинными ручками. Каждый из них мог дотянуться ложкой до горшка и зачерпнуть мясо, но, так как ручка у ложки была длиннее, чем человеческая рука, никто не мог донести мясо до рта. Рабби увидел, что мучения этих людей были ужасны. "А сейчас я покажу тебе рай", – сказал Господь, и они пошли в другую комнату. Там стоял такой же большой круглый стол с таким же горшком мяса, у людей, сидящих за столом, были те же ложки с длинными ручками. Люди за этим столом были сыты и упитаны, они смеялись и разговаривали. Рабби ничего не понял. "Это просто, но требует известного умения, – сказал Господь. – Как видишь, они научились кормить друг друга". 

В группах происходит то же самое, о чем повествует хасидская история: люди получают, отдавая, при этом не только в процессе прямого обмена, но также от самого акта "отдавания". Многие люди, которые только начали психотерапию, убеждены в том, что они не в состоянии предложить другим людям ничего полезного, и когда они обнаруживают, что могут делать для других нечто важное, это восстанавливает и поддерживает самоуважение и самоценность. Вообще в групповой психотерапии человек достигает зрелого равновесия между давать/брать, между независимостью и реалистичной зависимостью от других людей. 

Люди приходят в групповую психотерапию с историей негативного опыта, приобретенного в первой и самой важной группе – в родительской семье. Терапевтическая группа во многом имеет сходство с семьей, ведущие многих групп – это мужчина и женщина, что приближает конфигурацию психотерапевтической группы к родительской семье. Участники группы взаимодействуют с ее ведущими и другими членами группы так, как они взаимодействовали в прошлом с родителями и другими значимыми фигурами.

Существуют многочисленные варианты моделей взаимодействия: одни клиенты крайне зависимы от ведущих, которых они наделяют сверхзнаниями и архисилой; другие на каждом шагу ведут борьбу с лидерами, утверждая, что они блокируют их рост; третьи стараются внести раскол между соведущими, провоцируя разногласия между ними; четвертые жестоко соперничают с другими членами группы, стараясь все внимание и заботу терапевтов сосредоточить на себе; пятые ищут союзников, с целью "скинуть" ведущих группы; шестые отказываются от своих собственных интересов, якобы бескорыстно заботясь о других участниках группы и пр. 

Группой формат психотерапии в значительной мере сосредотачивается на адекватности межличностных отношений и дает возможность обнаружить новые, более удовлетворяющие способы взаимодействия с людьми. Задача групповой психотерапии не только проанализировать детские семейные конфликты, но, что важнее, освободить человека от их влияния. Прежние паттерны поведения ставятся под сомнение с точки зрения их реальности, они должны заменяться на новые, соответствующие реальности паттерны. Для многих людей работа над своими проблемами совместно с ведущими и другими участниками группы во многом связана с незавершенными когда-то отношениями. 

Социальное научение – развитие базовых навыков общения – это терапевтический фактор, который действует во всех терапевтических группах. Более опытные участники психотерапевтических групп очень хорошо владеют навыками общения и настроены на помощь другим людям, они овладели методами разрешения конфликтов, они не расположены судить и давать оценки, но значительно больше сопереживают и выражают эмпатию. В процессе групповой терапии рождается тип поведения, который может быть назван "терапевтический", терпимость, способность принимать и понимать другого человека, что является показателем возросшего чувства безопасности. 

В групповой терапии участник получает пользу, наблюдая за терапией другого участника со сходной проблемой, – этот феномен называется "терапия зрителя". Имитационное поведение помогает человеку "разморозиться" (процесс расшатывания прежней системы убеждений), экспериментируя с новыми способами поведения, присваивая эффективные и отбрасывая ненужные. Наиболее важную роль имитационное поведение играет в начале терапии, когда члены группы идентифицируются с другими участниками группы или с ее ведущими. 

Всеохватывающим и сложным терапевтическим фактором является межличностное научение. Мы живем в матрице отношений, человек становится понятным внутри разнообразных отношений, эту "понятность" и обеспечивают межличностные интеракции в психотерапевтической группе. Обычно в психотерапевтической группе наблюдается следующая последовательность межличностных интеракций: демонстрация симптома (участник группы демонстрирует свое поведение) – с помощью обратной связи и самонаблюдения участники группы лучше наблюдают за своим поведением, оценивают влияние своего поведения на чувства других людей, на мнение, которое формируется у окружающих, на их собственное мнение о себе. Участники группы, осознав эту последовательность, начинают также осознавать свою собственную ответственность за нее, за то, что каждый сам создает свой мир межличностных отношений. В дальнейшем участники начинают меняться, они рискуют, испытывая новые способы взаимодействия с другими людьми. Когда изменение наступает, участники чувствуют благодарность за то, что страх оказался напрасным и изменения не привели к катастрофе. Терапевтическая группа – это улица с двухсторонним движением, не только особенности взаимодействия за рамками группы проявляются в группе, но и поведение, усвоенное в группе, переносится за ее рамки. Постепенно запускается спираль адаптации, сначала в группе, а потом вне ее. 

Еще одним терапевтическим фактором является групповая сплоченность и ее важность для участников. Исход групповой терапии положительно связан со степенью групповой сплоченности. В условиях понимания и принятия участники группы формируют значимые отношения в группе. В условиях принятия возрастает самооценка, способность к свободному самовыражению и самоисследованию.

Источник

Метки: Психотерапия,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём