Страдание в форме стыда собственного тела

3 октября 2018
15152


Автор: Татьяна Назаренко, психолог, гештальт-терапевт, супервизор.

Существует множество теорий и подходов, которые описывают динамику разлаженных отношений с телом. Психодинамические теории проливают свет на проблемы пищевых нарушений от анорексии до психогенного переедания применительно к жизни одного человека. Но все описанные феномены отвержения своего тела происходят в определенной среде, в определенном социальном фоне. И расстройства пищевого поведения часто начинаются именно с недовольства собственным телом и первой диеты.

Тело, являясь инструментом социализации оказывается тем, при помощи чего мы предъявляем в мир себя. А точнее, в современной реальности, тем, кем мы хотим, чтобы нас видели. 

Отношение к телу, стыд и ненависть к нему формируются в определенных условиях.
 
Следует отметить, что "официальный" вес тела женщины за последние десятилетия (под влиянием индустрии красоты, масс-медиа и др.) искусственно уменьшен как минимум на 5-7 кг. Естественные формы женского тела расцениваются как чрезмерные. Поэтому желание есть по потребностям организма оценивается как чревоугодие и невоздержанность. Ведь быть слабой, безвольной, потакающей себе (то, что часто проецируется на избыточный вес) – те параметры, которые отвергаются и обесцениваются. Даже быть худой недостаточно, если к этому не приложена дисциплина. 



Я все могу, нет ничего невозможного – нужно только постараться. И мое тело будет подтверждением этого.

Вот основной тренд эпохи иллюзионизма.


Внешность кажется той сферой, в которой легко контролировать реакцию на себя и других людей. Женщины живут с идеей о том, что им с их телами нужно что-либо делать: худеть, качать, сушить, менять. Естественные тела не достаточно хороши, чтобы быть принятыми. Естественные изменения организма – беременность, роды, старение, растяжки, тонус – представляется как то, что нужно преодолевать, делать незаметным.

Если мы получаем послания: "Нельзя быть такой, нужно быть какой-то другой", "Такая как я есть – я неправильная и такой не буду принята", появляется стыд. Стыд "кто я есть".

Послание "твое тело не подходит, измени себя" попадает в самый центр, заставляет сомневаться в доверии своему телу и создает необходимость создавать тело, которое будет формировать видимость того, кто я есть через изменение телесной формы.


И тогда способ справиться со стыдом – предъявить форму, не показаться.

Спрятать себя, быть "как бы" и вместо отвергаемого себя (или аспектов себя) показать форму, которую не отвергнут. Например, есть идея, что стройное тело будет одобрено, и нужно привести себя в форму, которая соответствует этой проекции и показывать ее. "Похудею – покажу. Покажу стройное тело, но не покажу себя".

В стыде запечатан ужас быть недостойным другого или других. В той или иной мере работа с телесным стыдом всегда связана со способностью справляться с отвержением и обесцениванием, также с распознаванием собственных потребностей, а не попыткой все время соответствовать чужим ожиданиям. 

Одной из конечных задач терапии, связанной с негативным образом тела и телесным стыдом, является переживание собственной ценности и возможность отвечать отказом на токсичные интроекты "Ты не такой, стань другим".


Но, чтобы так рисковать, важно обрести устойчивость и ориентацию в зонах своей застыженности и уязвимости. 

Как происходит интроецирование стыда? Что важно заметить в процессе терапии? 

Во-первых:

Всегда есть тот, кто стыдит. Для начала важно помочь идентифицировать стыдящего человека или группу людей.

Мы рождаемся с доверием к телу. Но со временем мы воспринимаем реакции и оценки людей на наше тело, верим им, и начинаем воспринимать как свои. Постепенно мы отдаляемся от тела, все заметнее перестаем его чувствовать и начинаем исправлять, так называемые, недостатки.

Приведу пример в пищевой метафоре:

Кто-то сказал "у тебя толстые ноги". Отравленная идея. Которую хорошо бы не взять, а выплюнуть, т.е. обнаружить агрессию: "Мне это не подходит. Мое тело – мое дело". И вместо того, чтобы заметить, что это – гадость, этот интроект помещается вовнутрь, как бы съедается. К такому обесценивающему описанию возникает отвращение (как к некачественной еде). Но так как по отношению к себе испытывать отвращение в чистом виде и продолжительное время невозможно, со временем оно трансформируется в стыд, "со мной что-то не так". Или на примере приведенного интроекта, идея "у меня толстые ноги" становится собственным стыдным убеждением. 

Автора "замечательного" послания можно и забыть, а вот стыд за какую-то часть себя, или за себя целиком, остается внутри. 


В сегодняшнем мире в свете отношения к телу мы можем получать достаточно много обесценивающих комментариев, не обязательно от близких, но и по касательной, находясь в определенной среде. Кстати, самое большое количество девочек с анорексией приходят с опытом занятий художественной гимнастикой и реже – других спортивных и танцевальных школ. Культ худобы, работы над собой и ужаса от пары "лишних" килограмм активен среди девочек уже 8-9 лет. 

Вот таким образом "отвратительное чужое" становится "стыдным своим". 

Во-вторых:

В терапии очень важно вернуть способность к распознаванию отвращения. Рассмотреть к чему, к каким идеям оно не было замечено. Также риск возвращать чужие оценки, проявлять агрессию. "Мое тело – мое дело".

Для критического восприятия комментариев важно сформировать свое мнение о собственной ценности, предъявление себя из нее.

Все люди нуждаются в критериях оценки, необходимо развивать уважение и достаточное внимание к способности самостоятельно оценивать, опираясь на собственное восприятие.

С другой стороны есть отвержение или лояльность окружающей среды.

Можно ли проигнорировать среду? Скорее всего, нет. Но внутренний фокус оценки дает устойчивость и способность не отвергать себя под влиянием среды или интроекта.

Жить, рискуя разочаровать другого и свой собственный идеал.

Сложность работы в этой теме состоит еще в том, что застыженный человек не чувствует тела, он отсутствует в контакте с собственными чувствами. В терапии важна работа по возвращению телесной чувствительности, возвращению тела, а также интеграции и переструктурированию образа тела. Образ тела определяет то, как человек переживает и познает его, какие связи и отношения существуют между ним и его собственным телом, как он обходится с ним, с собой и другими. Это также и то, что человек впитал внутри своей семьи, среды, культуры. 


В связи со всем вышесказанным, работа в этом аспекте начинается именно с осознавания телесного опыта, для того, чтобы позволить из него возникнуть образу тела, поддерживая процесс интеграции образа тела и эмоциональных аспектов, обнаружения и создания образа себя в контакте с другими людьми. 

Литература: 

Баер Удо "Творческая терапия – терапия творчеством", 2013.
Вульф Наоми "Миф о красоте. Стереотипы против женщин", 2016.
Дольто Франсуаза "Бессознательный образ тела", 2006.
Дольто Франсуаза "Ребенок зеркала", 2004.
"История тела"/Под редакцией А.Корбена, Ж.-Ж.Куртина, Ж.Вигарелло, 2014.

Источинк

Метки: Психотерапия, Стыд, Принятие себя,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём