"Странная женщина". Психологический разбор фильма

5 июля 2018
3063


Автор: Zoya NotaBene, педагог.

Нестранная история странной женщины

...Почему в этом вашем ООН есть комиссия по охране окружающей среды. И нет хотя бы захудалой комиссии по охране человеческих чувств?

Странная женщина – так называется очень хорошая картина Юлия Райзмана.

Почему же странная? И что в ней такого странного? Что в ней такого, что выделяет её из всех других женщин? И тем самым обрекает на холодное одиночество в своей странности.

Фильм с необычным сюжетом для того давнего прошлого времени. Жена перуспевающего МИДовского работника заводит роман с успешным привлекательным молодым мужчиной. И решает ради любви уйти от мужа, оставить семью. 

Героиня прямая, открытая, "хорошая девочка", которую учили всегда говорить правду, какую бы боль это не приносило ей самой и окружающим. Она уже давно в браке, в котором казалось бы все хорошо. И даже более того, если сравнить с рядовой советской семьей того времени – дом, достаток, сын взрослеет, муж преуспевает, на работе карьера выстраивается... Да вот чего-то, как водится, не хватает. Чего же она так жаждет?


"Хорошая девочка" не чувстует себя реализованной. У неё остается одна неудовлетворенная потребность – принести Жертву ради какой-то великой цели. Для полноты картины нехватает известной доли страдания.

И мир откликается на её неосознанный запрос. Она встречает мужчину, отношения с которым позволяют героине реализовать сценарий Жертвоприношения.

Героиня вызывает чувство симпатии у зрителя, а те, кто её окружают, могут показаться на первый взгляд недостаточно чуткими по отношению к ней, эгоистами. Но так ли это на самом деле?

Если повнимательней присмотреться, у всех в картине, как на грех, очень здоровые психологические границы, не больше и не меньше. Даже у второстепенных персонажей, таких как дочь любовника.

Знаешь что! – говорит она отцу – Мне бы не хотелось, чтобы наши отношения зависели от того, как обстоят твои сексуальные дела!

Мать мужа, свекровь, вроде бы сопротивляется методам воспитания сына героини. Но если присмотреться, бабушка действительно думает о внуке, о его подлинных потребностях, думает об его чувствах.


Вместо того, чтобы потворствовать удовлетворению требования быть "послушным маленьким мальчиком" для мамы, вынести по её приказу мусор и пыхтеть со взрослыми за общим столом, бабушка даёт внуку возможность удовлетворить именно его собственные потребности.

– Я его накормила и отпустила к ребятам на улицу. Нечего ему тут со взрослыми... (Действительно нечего. Она права.)

Муж в полной мере исполняет то, что принято называть супружескими обязанностями. Во всяком случае он старается, делает что может. Но в ответ на выпад в отношении гостей героини, в пылу защищающей своего новоиспеченного Героя, которого "все обижают", муж четко дает понять жене, что она в своих эмоциональных реакциях переходит черту, нарушает границы других. И это правильно.

Интересно какой именно момент Женя (героиня) выбирает для того, чтобы сообщить мужу о своей измене и об уходе из семьи. Это момент, когда муж на пике, когда он в напряжении, от него так много зависит, на кону международные контракты. Это именно то, что нужно для жертвоприношения! "Весь мир к ногам твоим!" Не меньше!

Муж в полной мере испытывает бессилие и отчаяние. Он столкнулся с чем-то, что не поддаётся ни логике, ни контролю. Если раньше что-то в отношениях несколько раздражало и неприятно удивляло, то теперь перед ним разверзлась настоящая катастрофа. Его жизнь рушится под обломками жизни всей семьи. И совершенно непонятно ради чего? Когда он говорит жене – А обо мне ты подумала? – это звучит в картине как малодушие. А на самом деле – стоило бы подумать. Муж это заслужил.


Как же много стоит на кону Жертвы ради Любви. Карьера мужа, карьера Жени, судьба взрослого сына. Да весь мир должен просто на уши встать от грандиозности чувства любви, которое, как кажется Жене, её осенило! К черту международные контракты! И тем самым судьбы многих других людей в конце концов.

Символичная сцена в Берлине, когда героиня после разрыва с мужем выскакивает на ночные улицы незнакомого города. Вокруг всё незнакомое, праздничные витрины заграничных магазинов, иллюминация, разноцветная толпа.

Для Жени это и первый момент триумфа – жертва принесена, назад дороги нет, – и попадание в буквально иной мир, где жизнь течет по совсем другим законам. Но время идет. В конце концов на ночных улицах гаснет свет. И Женя погружается в кромешную тьму, где нет – ничего. Но это предупреждение её не спасло.

Героиня буквально слепила для себя образ романтического рыцаря из того, что было в арсенале её романтических мечтаний. И сценарий Великой жертвы, когда она превратится, переродится, в Героиню, запущен.

Женя сваливается, как снег на голову, своему ошарашенному любовнику с целым ворохом, добытых в неравной борьбе за свободу, трофеев.


И тут наступает час Икс. Женя сразу же влетает в жёсткую реальность, в первом же разговоре с тем, кого она назначила на роль благородного Рыцаря в её сказке.

– Давай с тобой выпьем за то, что в жизни неповторимо! Сколько бы раз это не повторялось!

– Красиво! А что это?

– Эх ты! Это же любовь.

И перед взором принцессы, принесшей в жертву рыцарю буквально всё, предстаёт целая вереница таких же принцесс как она, в очереди. За счастьем. 

Любовник Андрей, у которого с границами тоже, как назло, всё в порядке, не собирается праздновать пиррову победу и наряжаться в доспехи Спасателя заколдованной принцессы из башни. Он не намерен отвечать за её собственные решения и поступки.

– Скажи..., а тебя не смущает то обстоятельство, что у меня есть муж?

– А тебя? 

Осознав в какую игру с ним собираются играть, он реагирует сразу – Ну это же всё меняет. А на самом деле говорит – Нет, нет! Мы с тобой так не договаривались! И это правда. 

Но для Жени, назад дороги нет. Хотя все уговаривают её пойти по более мягкому сценарию и вернуть "всё как было, пока мама не заметила". Но сценарий на то и сценарий, чтобы доигрывать его до конца, до самого горького до донышка своих, рухнувших в чёрную бездну, иллюзий.


Мученица по сценарию должна выпить свою чашу страданий и быть, пусть и символически, но казнённой. Ради этого "всё и затевалось". Именно страдания, вписанные в жизненный сценарий героини, принесут ей чувство "глубокого удовлетворения". В буквальном смысле. А в переносном – именно эти переживания сделают её, наконец, взрослой. Она перестанет быть принцессой из кем-то написанной сказки. И начнёт писать сценарий своей жизни сама.

Женя даёт себе передышку – несколько дней счастья с любимым. И сбегает ото всех к матери, на свою родину. Обрекает себя на заточение и одиночество. Переживает глубокую депрессию.

В большой степени она сбегает "от стыда". Сценарий Жертвоприношения переходит в сценарий Искупления. Искупления грехов. Женя как бы страдает одна "за всех" – за собственные прегрешения, за предательство любовника и подруг, за черствость свекрови и равнодушие собственного сына, за конформизм мужа. Пострадать "за всех" – это основная христианская Идея о том, "как сделать этот мир лучше". И Женя неосознанно идет по этому тернистому пути. Но нужна ли кому-нибудь кроме неё самой, эта жертва? Нет. Но где-то, вероятно, всё ещё теплится надежда, что страдания будут ненапрасными и потомки оценят их по достоинству. Как в христианстве. Поэтому в нынешнем положении героини главной для неё становится идея воссоединения с сыном. Хотя на самом деле ничто не препятствует их общению. Просто "отлучение" и изоляция, шельмование и поношение, это части сценария Искупления, без проживания которых Чуда всеобщего спасения не случится.

Женя, со всей своей прямотой и страстью благородного сердца, бросается и в этот омут.

Метки: Кино с психологом,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём