Терапевтический потенциал Контактной импровизации

22 января 2019
329


Автор: Альфия Рахманова, психотерапевт, член ассоциации танцевально двигательной терапии.

Контактная импровизация (КИ) была создана в 70-х годах в качестве формы и техники танца и не претендовала на роль терапии или психотерапевтической техники. В ней нет своей терапевтической философии, целей, ценностей. Приступая к анализу терапевтического потенциала КИ, мы попадаем на территорию спора между теми, кто отстаивает видение КИ только танцем, основанным на чисто физическом взаимодействии двух тел, и теми, кто исследует КИ как практику, способствующую личностному росту, затрагивающую и область внутреннего, душевного. 

Первую позиция предполагает исследование физических возможностей тела, базирующихся на непрерывном импровизационном потоке, рождающемся в телах танцующих при сохранении точки контакта, игры с балансом и контрбалансом, передачей веса и использованием инерции и гравитации. Данная точка зрения пришла от создателя КИ Стива Пэкстона, который связывал КИ с биомеханикой, гравитацией и предлагал отделить на идеологическом уровне "физику" тела от его "химии" (эмоции, сексуальность, когнитивные процессы) и использовать в контактном танце лишь первое.


Однако существует и противоположное мнение. Синтия Новак, автор одной из самых известных книг по контактной импровизации, говорит о том, что атмосфера ранних 70-х годов была "эрой открытости и групп встреч" и популярность групп встреч, способствовала принятию контактной импровизации: "Существуют явные параллели между форматом групп встреч и форматом контактной импровизации – первый придает важность подлинному и честному диалогу между разговаривающими людьми, второй – между людьми движущимися. Если участники групп встреч искали опыта взаимодействия, основанного на "честности" и "спонтанности", то контактные импровизаторы занимались тем же в сфере танца". 

Многие преподаватели КИ и танцующие "контакт" наблюдают изменения, происходящие на психологическом уровне во время и после занятий. Также, в современном контексте преподавания КИ все большее число преподавателей предлагают не только исследовать структуру тела, расслабление мышц и игры с балансом и гравитацией, но все в большей степени включают и работу на психологическом уровне. Например, работают с метафорами психологических состояний для достижения необходимых состояний тела (легкость, гибкость, спонтанность), используют игры из социально-психологических тренингов для работы с динамикой группы (разогрев, знакомство, работа с сопротивлением, завершение), включают в упражнения рефлексию и обратную связь.


Специфика входа в контактный танец

Многие участники групп замечают, что принципы, которые они осваивают в танце, начинают работать и в жизни. Люди начинают "танцевать контакт" всюду: на работе, дома, на улице. Если вслушаться внимательнее в смыслы, которые стоят за словами, описывающими, на первый взгляд, технику танца, то мы заметим в них богатейший материал для работы как на социально-психологическом уровне, так и на личностном. Далее в тексте вы встретите выделенные слова, они, с моей точки зрения, могут описывать как процесс, происходящий во время контактного танца, так и происходящее в повседневной жизни. 

Само название танца "контактная импровизация" указывает на спонтанный, неструктурированный неформальный контакт, диалог с партнером по танцу.

Урок по КИ начинается с расслабления тела, как своего, так и тела партнера, для чего используются специальные техники бодиворк (bodywork, release). Глубокое расслабление не только снимает физическое напряжение, позволяет отпустить скованность мышц, но и отключает внутреннее напряжение, повышает осознавание своего тела и своего состояния.


Основная инструкция для тех, кто занимает пассивную, принимающую роль в бодиворке – ничего не делать самостоятельно, только расслабляться, доверять свое тело партнеру, отпускать мышцы, вес тела. На этом же принципе "неделания" , но слушания построены многие упражнения, помогающие войти в контактный танец: я танцую и двигаюсь вместе с партнером, не прилагая никаких специальных усилий, но лишь отпускаю свое тело в слушание. Такая работа с концентрацией на том, что предлагает тот, с кем я танцую, тренирует особое качество внимания к партнеру – слышание импульсов и предложений к движению, которые приходят от него. Я тренирую доверие к тому, с кем я танцую, открываю интерес к партнеру и к тому движению, которое рождается во мне.

Через тело участники контактного танца научаются отпускать контроль и принимать партнера по танцу, трансформируя то, что он предлагает в совместный дуэт или включая это в собственный танец. Затем это качество контакта, способность слушания и принятия партнера, переходят в отношения в жизни.

Некоторым участникам, начинающим танцевать контактную импровизацию, легко слушать и принимать предложения, но трудно, иногда почти невозможно, занимать противоположную позицию: направлять партнера, предлагать собственные решения и импульсы. Постепенно через упражнения формируется большая активность и уверенность в собственных возможностях (как в танце, так и в жизни). Однажды в танце я намеренно создавала неудобные и некомфортные положения для партнера, который отказывался брать инициативу и меняться ролями, предпочитая лишь следовать. В какой-то момент, оказавшись прижатым к стене, партнер, как будто из скорлупы своей невозможности начал выкарабкиваться наружу, предлагая собственные решения для продолжения танца.


На следующей ступени оба партнера предлагают импульсы и направления и одновременно слушают и следуют тому, что предлагает партнер. Возникает танец на равных, партнерство, где каждый может в любой момент времени проявиться в любой роли и быть ответственным за предложения, которые он делает, и за движения, которые возникают в ответ.

О терапевтическом потенциале КИ

Обратимся к принципам контактной импровизации (по Синтии Новак), которые отличают ее от других направлений и форм танца и являются необходимыми и достаточными условиями для того, чтобы контактный танец случился. Сразу будем обращать внимание на то, какие качества и состояния появляются в контактном танце сначала на телесном, а потом и на психологическом уровне через тренировку данных упражнений КИ. Также мы укажем на терапевтические механизмы, которые работают в контактном танце, и на психологические темы, которые появляются у участников классов.


1. Движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров.

Для того чтобы перекатывать точку контакта, партнеры сначала соприкасаются двумя любыми участками тела, например, тыльной стороной ладоней, а затем, не разрывая, поддерживая соприкосновение в этой точке, начинают ее перекатывать по всей поверхности тела. Точка переходит от ладоней к предплечью, локтю, плечу, катится по лопаткам, по нижней части спины и т.д. Поддерживая вниманием неразрывность физического контакта, через перемещение точки соприкосновения, участники научаются внимательному слушанию друг друга, сначала могут появиться роли лидера и ведомого, но затем появляется партнерство.

2. Почти постоянный физический контакт между партнерами направлен на использование всех поверхностей тела для поддержки собственного веса и веса партнера.

Партнеры, опираются друг на друга. При полной отдаче веса, тот, кто отдает вес, опираясь на другого, теряет непосредственный контакт с поверхностью пола. Его руки и ноги оказываются в воздухе, а туловище или центр (таз) лежат на теле партнера. Через принятие веса партнера, в контактном танце проявляется тема поддержки и доверия. Здесь буквально, на физическом и психологическом уровне проявляется тема "опоры". Могу ли я опереться на кого-то (= отдать вес в контактном танце). Готов ли я давать поддержку кому-то, а значит, быть устойчивым самому (= принимать вес партнера в танце).

3. Перетекание. Внимание направлено на сегментацию тела и движение одновременно в нескольких направлениях. Последовательное включение частей тела в сочетании с их посылом в нескольких различных направлениях.

Внимание в импровизационном танце сразу к нескольким направлениям движения тела и возможности изменений их в любой момент тренирует качество присутствия "здесь и сейчас". Напомню, что присутствие в настоящем моменте – это одни из важнейших целей и ценностей во многих направлениях экзистенциальной и гуманистической психотерапии, в частности в гештальт-терапии. 


4. В контактной импровизации часто используется свободный поток инерции вне жесткого контроля.

Исследование инерции, когда танцующий отпускает части своего тела и тело в целом в свободный полет, рождает состояние потока в теле. Состояние потока появляется, когда внутреннее внимание не задерживается на вопросах и сомнениях (что я умею или не умею, что я должен делать, как я выгляжу, а не причиню ли я вреда партнеру). Это выход из невротического и освоение нового ресурсного состояния, в котором я доверяю естественному течению событий, каким бы оно ни было. 

5. Ощущение движения изнутри. Ориентация и внимание на внутреннем пространстве тела. Контактные импровизаторы большую часть времени проводят, концентрируя внимание внутри тела с целью восприятия тончайших изменений веса и обеспечения безопасности себя и партнера – Упоминаемое выше присутствие в моменте поддерживает танцующего в состоянии осознанности. Все большая концентрация на мельчайших изменениях, случающихся на физическом уровне, стирает белые пятна во внимании. Осознание "здесь и сейчас" происходящего со мной, является не просто одним из принципов многих направлений психотерапий, но и исцеляющим процессом, собственно терапевтическим механизмом.

6. Использование сферического пространства (360 градусов). Трехмерные траектории в пространстве, спиральные, искривленные округлые линии движения тела.

Позволение телу двигаться не в привычной "дискотечной" зоне, но необходимое освоение всей трехмерности пространства соотносится с работой в зоне целостной кинесферы, которую специально проводят в танце-двигательной терапии. Свободный танец в пространстве способствует самовыражению и открытости.

7. Следование за инерцией, весом и потоком движения. Свободный, набирающий силу поток движения в сочетании с попеременным активным и пассивным использованием веса. В силу импровизированности контактный танец помогает освоить состояние осознанной спонтанности и свободы.

8. Подразумеваемое присутствие зрителей. Сознательная неформальность презентации, в форме практики или джема. Приближенность к аудитории, сидящей обычно в кругу без формально обозначенной сцены. Представление (перформанс) контактной импровизации происходит в неформальной обстановке, в которой безоценочно принимают все, что случается в танце. Импровизация не предполагает критериев оценки красоты – нет судей, нет конкурсов, нет призовых мест. В КИ-танце не может быть что-то правильным или неправильным, он скорее похож на непрерывное исследование и изменение, где нет места для ошибок, а есть место для открытий. Для многих людей танец в моменте "здесь и сейчас" при одновременной возможности быть видимым для других людей открывает особые темы для самоисследования: принятие себя, позволение себе быть видимым, ярким, конгруэнтность и аутентичность, честность с самим собой и с другими. 


9. Танцор – это обычный человек. Принятие поведенческого или естественного положения вещей, танцоры, как правило избегают движений, четко идентифицируемых с традиционными техниками танца и не делают различий между повседневными движениями и танцевальными.

Приближенность к обычной жизни отличает контактную импровизацию от других форм танца, что одновременно дает возможность людям любого возраста, пола, статуса включаться в танец.

10. Позволить танцу случиться. Такие элементы хореографии, как организация пространства, выбор темы движения, использование драматических жестов очень редко используются намеренно. Но хореографические формы возникают все же из динамики смены участников и неизбежно возникающих настроений и состояний в процессе импровизации. Когда уходит оценочность, приходит живой интерес и доверие к себе и партнеру, появляется принятие всего, что случается. Естественность возникающих форм и композиций в пространстве, случающиеся совпадения и синхронности создают ощущение гармонии и оставляют место для чуда.

11. Каждый должен быть одинаково важен. Отсутствие внешних знаков различия между танцорами, таких как порядок выхода, продолжительность танца, костюм. Качество движения в контактной импровизации усиливает этот эффект. Гуманистичность принципов КИ приближает эту практику к философии и практике гуманистической психотерапии.

Мотивы, по которым люди начинают заниматься КИ

Задавая вопрос о целительности контактного танца, не возможно не обратиться к мнению самих участникам классов и тренингов. Мне бы хотелось дать небольшую, феноменологическую иллюстрацию – видится полезным и показательным процитировать ответы на вопрос "Для чего я занимаюсь контактной импровизацией?", которые дали некоторые участники танцевального тренинга для начинающих. Я сгруппирую ответы по психологическим потребностям, которые удовлетворяют участники групп контактной импровизации:

1. Принятие образа "физического Я". 

"Я становлюсь мягче. Мои движения, до этого были скорее похожи на борьбу, на противостояние". 
"Я худею".
"Тело начинает нормально жить – за грибочками может наклониться". 
"Чувствую себя легче – и тело летит, и на душе легко". 

2. Потребность в свободном, спонтанном самовыражении. 


"Я занимаюсь классическими формами танца, и в них очень жесткая структура, а мне так хочется импровизации".
"Новая степень свободы".
"КИ для меня – это отдельный мир жизни моего тела. Я реализую вещи, которые в жизни не могу делать – колесо, например, крутить. Это полет".
"Исследование спонтанности, освобождение от гиперконтроля. Наша жизнь гиперструктурирована, а импровизация – это, когда не знаешь, что будет. Также моя цель – научиться импровизировать за пределами зала".
"Я структурированно отражаю информацию. У меня развит "умище", а хочется быть гармоничным".

3. Осознание скрытых сторон своей личности.

"Я пришел понять себя".
"Я пришел просто посмотреть. И мой интерес к себе в танце вырос". 
"Жизнь движется спонтанно. Я хочу понять, как это происходит и во мне".

4. Потребность в коммуникации, в новых формах коммуникации.

"Я учусь общению без слов. Общение в танце для меня более сущностно". 
"Движение – еще один язык, на котором мне интересно говорить". 
"Я более открыта, готова к диалогу на другом уровне. Это касается и моих взаимоотношений в жизни".

5. Открытие ресурсных состояний.

"Я хочу стать счастливым". 
"Я никогда не танцевал и не понимал, какое удовольствие люди могут получать от движений. Только через собственный танец я смог почувствовать, как это может быть хорошо".

6. Принятие другими людьми.

"Одна знакомая женщина, узнав, что я пошел на этот тренинг, сказала, что меня уважает".

7. Принадлежность к группе.

"Мне важно партнерство и ощущение, что все родные".

8. Близость, интимность.

"Вот потанцевал однажды с человеком. Через какое-то время его встречаю на джеме, и мы обнимаемся. Вроде контактировали всего пол часа, а ощущение, что он родной". 
"Я чувствую, что нахожусь на дистанции с другими людьми. Умищем приблизиться не получается, может быть, телесная часть сможет".

9. Простраивание границ личностного пространства.

"Также, важно не бояться людей, научиться говорить им и "да", и "нет"

10. Самопринятие, повышение самооценки. 

"Важно любить себя. В танце я учусь принимать себя". 

11. Работа со страхами. 

"Побороть страх телесной травмы, которая была годом раньше".
"Потерять баланс и равновесие, оказывается нестрашно. Это отрывает новые возможности для полета и танца".

Источник

Метки: Телесно-ориентированная терапия, Контактная импровизация,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём