Автор: Василий Харитонов, психолог
Типы чувства вины у взрослого и ребенка
О чувстве вины не принято говорить, потому что это вызывает болезненные чувства и затрагивает скрытые части души. Однако это может быть и весьма полезно, для освобождения понимания ее механизмов и профилактики. В этой статье я опишу типы чувства вины, их функции и особенности исходя из своего опыта работы.Существуют разные типы чувства вины - взрослое и детское. Соответственно у них разные механизмы, функции и последствия.
Взрослое чувство вины
Взрослое чувство вины - это чувство, которое обозначает конфликт с собственной системой ценностей человека, то есть с совестью. Совесть это некая структура, которая формируется по мере роста человека, под воздействием внешних ценностей.Поэтому у разных людей может быть совершенно разная совесть. Однако механизм действия один и тот же: мгновенный оценочный контроль мышления и действий человека. При отклонении от совести как раз и возникает естественное, взрослое, чувство вины, как сигнал отклонения от некого ценностного ориентира и обращающий на себя внимание с целью принятия оптимального решения.
Реклама

Типовых решений в этом случае множество.
Первый, самый простой и, пожалуй, адекватный - действовать в русле собственной совести, то есть в своей системе высших ценностей. Причем очень важно совесть, как систему личных ценностей, защищать в том смысле, что влияние на совесть - притягательный инструмент различных внешних структур - идей, систем и других людей. Все внешнее, идеи, религии, учения, люди, явно или неявно стремятся повлиять на совесть.
Чуть более сложный вариант - скорректировать совесть, найти другую опору для совести или самостоятельно пересмотреть свои ценности и отношение, чтобы действия или мысли не вызывали напряжение в теле совести в виде чувства вины.
Вариант вполне оправданный, однако свои нюансы есть. Перестраивание своих ценностей может привести как к повышению комфорта, личной целостности и эффективности взаимодействия так и к их понижению. Это будет зависеть от того, на сколько новый вариант ценностей будет соответствовать среде, в которой человек взаимодействует.
Так же есть специфические варианты для любителей. Например можно обсудить напряжение в совести, то есть ситуацию которая вызывает внутренний конфликт и чувство вины, с целью её решения. Вариант хороший, однако есть нюансы.
Примеры - разговор с психологом, психотерапевтом, товарищем или признание кому-либо, либо исповедь и подобные меры. Опасность в том, что в момент такого взаимодействия внутренняя система ценностей, она же совесть, особо уязвима для внешнего влияния.
Поэтому при неравновесном и одностороннем взаимодействии, например, как исповедь, или признание человеку - манипулятору не всегда происходит решение, к тому же создается сильная и вредная привязка и зависимость.
Однако при равновесном взаимодействии и принятии, таком, как например общение с адекватным и понимающим человеком, обычно происходит позитивное решение ситуации и взаимный рост осознания и глубины взаимодействия.
Есть, однако и другие, более вредные варианты решения взрослого чувства вины.
Самый типичный это проигнорировать сигнал чувства вины, что приводит к постепенному накоплению патологического внутреннего напряжения - весьма частый вариант. Негативная сторона в том, что такой тип поведения становится со временем шаблоном.
У человека постепенно растет способность удерживать и игнорировать это напряжение. Это, в свою очередь, постепенно увеличивает собственный стресс и блокирует собственные чувства. Человек теряет глубину взаимодействия с другими людьми, с миром.
Возникает сложность в тонком и глубоком взаимодействии. Такой типаж людей "продавливает" других и так же неосознанно блокирует их чувствительность и ясность восприятия. Либо становится весьма поверхностным, скучным и неглубоким. Таких людей очень много, и их проблемма в том, что во первых, они не осознают это как проблему, а во вторых, они могут боле менее глубоко взаимодействовать только с такими же себе подобными.
Еще один вариант решить взрослое чувство вины - переложить ответственность: "Не мы такие, жизнь такая", "сам виноват", "жизнь заставила" итп. Это делает человека в результате пассивным и не эффективным и слабым - проигрышный вариант.
Патологичный вариант - отключить совесть совсем. Патология в том, что при этом все ориентиры размываются и происходит деградация личности, невозможность радости.
Вот это, пожалуй, основные типы разрешения взрослого чувства вины.

Детское чувство вины
Однако теперь вернемся к детскому чувству вины, которое гораздо опаснее. Детское чувство вины характеризуется несколькими вещами:1) понимание, и структура совести у ребёнка еще не сформированы
2) ребенок не знает и не чувствует меры в чувстве вины
Есть несколько вариантов детского чувства вины, на которые весьма редко обращают внимание.
Первая причина и вариант переживания вины - когда человек, от которого ребёнок зависит (обычно это мама) переживает глубокие болезненные состояния души. Ребёнок, не способный понять причины этого, воспринимает себя их причиной и соответственно у него появляется детское чувство вины.
Детская логика здесь проста - переменных в мозгу ребенка мало - только мама и чуть-чуть он сам. И если мама при взаимодействии с ним чувствует себя плохо, то ребенок естественно воспринимает себя причиной того, вне зависимости от реальной причины состояния мамы.
Это может произойти даже до рождения внутри утроба, если мама испытывает тяжелые переживания. Таким образом, данное переживание болезненного состояния близкого человека и собственной, связанной с этим вины, становится очень сильной психотравмой, которое сознание стремится избежать.
При этом уже тогда формируются патологические шаблоны взаимодействия, которые проявляются уже во взрослом состоянии. Например уже во взрослом возрасте, избегая этого переживания, человек будет отказываться от себя и своих чувств, бояться проявить себя, подавлять свои желания и потребности, легко попадаться на манипуляции обид, будет оценивать свои действия, чтобы ни в коем случае не обидеть или даже задеть чувства кого-то, будет проявлять чрезмерную сдержанность, такой человек может стараться угодить близким в ущерб себе.
Таким образом, в корне такого поведения лежит конструкция с позитивным намерением - решить личную болезненную детскую ситуацию. Однако ситуация эта была с негативным опытом в силу невозможности ее решить будучи ребенком, и связанным с этим чувством вины.
Подобно взрослому, адекватному, чувству вины, описанному вначале, детское тоже стремится к разрешению. Однако в силу иррациональности и невозможности постигнуть его сознательным мышлением оно будет компенсироваться и разрешаться через патологические шаблоны мышления и взаимодействия.
Человек может притягивать и реальные собственные страдания и страдающих близких в свою жизнь, в бессознательной попытке пережить и решить ситуацию.
Второй вариант детского чувства вины - облегчение собственного душевного страдания, когда ребенка ругают или наказывают. Восприятия течения времени в детском состоянии значительно отличается от взрослого.
И поэтому, когда мама, или кто-то другой ругается или наказывает ребенка за то, что тот только что сделал, то для ребенка это часто может восприниматься совсем непонятно и нелогично. И еще хуже когда родитель просто ругается и наказывает вообще без понятных на то для ребенка причин, или в силу своего раздражения просто срывается.
В этом случае ребенок переживает сильнейшую душевную боль и чтобы хоть как то облегчить ее, принимает и начинает переживать безосновательное чувство вины просто так. В момент переживание оно несколько снижает боль от душевного страдания, однако это становится миной замедленного действия и опаснейшим неосознанным шаблоном его поведения в дальнейшем.
Для ребенка в таком состоянии гораздо легче принять свое чувство вины, чем винить близкого и сопротивляться. В последствии это может вырасти в серьезный комплекс безосновательной вины, состояние неполноценности.
В силу чрезмерной болезненности травмирующего события сознание будет стремиться избегать переживания корневого события даже в своей памяти. Оно почти всегда вытесняется из памяти, при этом замораживается связанная с ним значительная часть души.
Может произойти даже расслоение и распад личности и само травмирующее событие будет восприниматься как что то далекое, произошедшее с кем-то другим. Однако напряжение никуда не денется, лишь спрячется где то глубоко до поры до времени.
Данный тип травмы так-же создает некоторое расслоение в восприятии. В силу того, что ситуацию невозможно решить, теряется доверие к миру в целом. Внутреннее представление начинает отрываться от реальности.
Чтобы хоть как то сохраниться, травмированный уходит в абстрактные области мышления, становится оторван от реальности, замкнутым. Такой типаж непонятого гения, который занимается чем-то непонятным для всех и оторванным от жизни, а по сути просто уходит от реальности и связанными с ней переживаниями.
В связи с заморозкой части души и чувств, он испытывает сложности с пониманием людей и взаимодействием с ними. Такой тип людей легко может уйти в секту, и найти там подобных душевных травматиков с которыми ему легче будет найти общий язык.
В плане отношений так-же такой человек будет притягивать аналогичных душевных травматиков. Потому что у обоих аналогичная часть души будет заморожена и вытеснена из восприятия и они не будут доставлять друг другу болезненных переживаний.
Даже наоборот, они подсознательно будут помогать вытеснить замороженную часть души, как будто так и было. Короче какое то время будет ощущение взаимопонимания между ними. Хотя по факту произойдет просто взаимозамыкание чтобы не видеть части мира вокруг, что может восприниматься как любовь, родственная душа, а по сути будет парочка странных людей, прячущихся от мира друг в друге. Как такие отношения будут развиваться - предсказать невозможно, однако так или иначе психотравматический заряд присутствующий в них будет сидеть миной замедленного действия, которая рано или поздно может сработать.
Третий тип детского переживания вины весьма тонок и обычно вообще неосознаваем и даже неуловим. Это не связано с каким либо событием в котором ребенок участвовал непосредственно.
Причина этого близкий человек, мама или папа, у которых есть собственное вытесненное и нерешенное взрослое чувство вины, которое я описал в начале статьи. В более худшем случае у родителя может так же быть своя нерешенная детская психотравма, с детским чувством вины.
В том случае, когда близкий взрослый, вытеснил и сдерживает чувство вины и не говорит об этом явно, ребенок неосознанно копирует и впитывает это переживание взрослого. Ребенок так же будет испытывать некоторый, непонятный для него стресс и напряжение, при том что не сможет его решить и просто вытеснит из восприятия и заморозит это в себе.
Это разумеется повлияет и на его развитие. По мере взросления у него могут возникать сложности с принятием себя в сфере, в которую он заморозил в себе, в связи с непонятным поведением родителя.
В последствии, чтобы принять себя, человек будет подсознательно стремиться совершить те действия, которые вызовут аналогичные чувства, которые не принял в себе родитель. Например если один родитель изменил другому, либо у кого-то из родителей есть некая, вызывающая чувство вины позорная тайна, которая скрывается и вытесняется из памяти, то родителю будет сложно установить глубокое взаимопонимание с ребенком, а ребенок не сможет почувствовать полного принятия себя своим родителем.
Будет чувствоваться некое тонкое чувство неполноты, которое будет двигать ребенка к тому, чтобы повторить аналогичное поведение родителя, будучи уже во взрослом состоянии. Бывает так, что такая психотравма передается из поколения в поколение долгое время оставаясь скрытой и неосознанной из-за страхов осуждения.
Решение всех ситуаций предполагает возвращение к собственным первичным ситуациям и повторному проживанию их в чувствах, для последующей разморозки и освобождению. Это сложно и требует определенной храбрости и воли.
Это шаг дальше от обычной и привычной психологии анализа к психологии переживаний, к тем слоям психики, где логика еще не была сформирована. Ситуация осложняется еще тем, что человек привык блокировать и отрицать те части своей души, в которых хранятся замороженные переживания.
Однако это возможно. Подходов множество. И телесная терапия, и психология переживания, психодрамма. Специалисты в данной сфере есть. Что-то универсальное сложно предложить, работа тут в основном индивидуальная и в первую очередь зависит от готовности, смелости и воли человека.
Готовность заключается в признании у себя нерешенных замороженных травмирующих ситуаций. Смелость - в готовности пережить их снова в своих переживаниях, воля - осознанные шаги к освобождению.