Три шага к внутренней свободе

23 июля 2019
11752

Татьяна Ушакова

Психолог

Внутренне свободный человек…

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы представляете себе такого человека? 

Обычно первая ассоциация, которая приходит в голову: делает, что хочет и ни от кого не зависит. 

Делает, что хочет – да, соглашусь, но вот ни от кого не зависеть в нашем мире практически невозможно, поскольку все взаимосвязано и мы не живем на необитаемом острове. Даже если бы мы на нем и жили, мы бы все равно находились в зависимости, как минимум, от природных явлений. 

Поэтому предлагаю быть более точными в определениях.

Внутренне свободный человек – это такой человек, который знает, что он хочет, знает, как получить желаемое и готов преодолевать препятствия для получения желаемого. 

А как вы думаете, какой самый главный индикатор отсутствия внутренней свободы? 

Конечно же, поиск и назначение виноватого. 


Как только мы говорим, что кто-то виноват в том, что у нас что-то не получилось, не важно, человек это или обстоятельства, мы перекладываем ответственность, обозначая, что кто-то или что-то управляет нами. А если нами кто-то или что-то управляет, то мы уже люди подневольные, и никакой внутренней свободой не обладаем. 

Что у нас получается? 

Внутренне свободный человек – это такой человек, который: 
  • Знает, что он хочет (первый шаг);
  • Знает, как получить желаемое (второй шаг);
  • Готов преодолевать препятствия для получения желаемого (третий шаг);
  • И не ищет виноватого (индикатор внутренней несвободы), если что-то идет не так, а ищет возможности в новых для него условиях.
Давайте рассмотрим все три шага более подробно. 

Шаг первый: знает, что хочет

Вы замечали за собой, что когда вы точно знаете, что вы хотите, у вас всегда есть сила и энергия на действия для получения желаемого? 

Часто такие желания, которые довольно легко реализуются, мы называем "истинными желаниями". 

А как вы думаете, откуда берут начало наши истинные желания? 

Основа всех наших истинных желаний – это наши потребности. 

Что же такое потребность? 


Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. 

Т.е. потребность – это нужда в чем-то в конкретной ситуации или в конкретный момент. 

Когда у нас появляется нужда в чем-то, мы испытываем определенный психологический не уют, который хочется снять, т.е. удовлетворить эту нужду. 

Простой пример. Мы почувствовали какое-то физическое недомогание и определили, что в данный момент мы голодны. Потребность – утолить голод. Как только мы поняли, что мы хотим (определили свою потребность), все свое внимание мы направляем на то, как удовлетворить эту свою нужду или потребность. И находим самое быстрое и приемлемое для нас действие, для утоления голода. 

Вспомните себя, когда вы голодны, вы способны думать о чем-то другом, кроме того, чтобы утолить голод? Даже если мы сознательно будем переключать свое внимание, оно все равно будет возвращаться к чувству голода, и мы будем думать, что бы такое предпринять, чтобы снять напряжение. 

Из примера наглядно видно, что наши потребности – это основной источник нашей энергии, наш основной двигатель и исходная всех наших действий. 


Захотели утолить голод, предпринимаем действия. 

Таким образом, как только у нас актуализировалась потребность, у нас сразу появилась энергия для действия. 

Второй пример. Если вы почувствовали холод, что вы будете делать? Сидеть и переживать по поводу того, что вам холодно? Конечно, нет. Вы сразу предпримете какие-то действия, чтобы согреться. Наденете на себя что-то теплое или включите обогреватель, чтобы нагреть комнату, в которой вы находитесь. 

Другими словами, если мы определили свою истинную нужду или свою истинную потребность, у нас сразу появляется энергия для удовлетворения этой потребности. 

Чтобы у нас всегда была энергия для реализации своих желаний, необходимо научиться определять свои потребности. Не просто "я хочу", а в чем я испытываю нужду в данный момент. 

А теперь представьте, что мы определили свою потребность, а энергия не появилась. О чем это говорит? Только о том, что определенная нами потребность не является нашей. Скорее всего, она придумана, подсмотрена у других или навязана нам кем-то. 

Если мы правильно определим свою потребность, энергия точно появится. 

Но необходимо учитывать, что потребность и желание – это не одно и то же. 

Потребность, как мы выяснили – это нужда. А желание – это мотив, предполагаемое действие. 


Например, потребность утолить голод, может вылиться в желание пообедать в каком-то конкретном ресторане или съесть какую-то определенную пищу. 

Если потребность совпадает с мотивом, мы получаем истинное удовольствие. И мотив, который основан на потребности, мы называем истинным желанием. 

Именно осознание своих потребностей помогает нам определять свои истинные желания. 

Например, потребность к перемене мест или смене "картинок" может вылиться в желание путешествовать. А можно хотеть путешествовать, но при этом испытывать потребность в стабильности и предсказуемости и потом удивляться, почему у нас нет энергии для удовлетворения своего "хочу". 

Не понимая эту взаимосвязь, нам ничего не остается, как испытывать отрицательные эмоции из-за того, что "наши" желания не исполняются. А поскольку испытывать отрицательные эмоции неприятно и не хочется, мы начинаем искать виноватого в том, что у нас чего-то нет или чего-то не получается. Виноватыми в этом мы может назначить обстоятельства или других людей. 

Если говорить о путешествиях, то мы можем объяснить себе, что у нас нет достаточных средств. Хотя причина совершенно в другом: в основе мотива не лежит наша истинная потребность. 

Не знание и непонимание своих потребностей делает человека внутренне не свободным. Что в таком случае он делает? Не имея своих желаний, он начинает "подсматривать" желания у других (хочу так же, как он или хочу так же, как у него). А энергии для исполнения желания нет. 


Следуя чужим желаниям, прикладывая неимоверные усилия и даже достигая результата (исполнение желания), мы не получаем главного – удовольствия. Удовольствие мы можем получить только в том случае, если у нас есть потребность в преодолении препятствий. Но в этом случае мы получим удовольствие не от исполнения желания, а от переживания "я смог это сделать". 

Необходимо учитывать, что когда мы говорим "я хочу", это совсем не значит, что мы обозначили свою потребность. Напомню, что "хочу" – это только мотив, предполагаемое действие. А мотивы имеют особенность вступать в противоречие между собой. 

Хочу пообщаться с друзьями и хочу побыть одна. Два противоположных мотива. А победит тот, в основе которого заложена наша потребность в данный момент. 

Например, если победит мотив "хочу побыть одна", то мы придумаем массу отговорок, почему у нас не получилось встретиться с друзьями, обвиняя обстоятельства. Другими словами будем оправдывать свое бездействие поиском виноватых. 

Поэтому первый шаг к внутренней свободе – это знакомство со своими потребностями и определение своих мотив (предполагаемых действий, своих "хочу"). Как мы уже выяснили, именно они дают нам энергию для действия и удовольствие от исполнения желания. 

Как можно познакомиться со своими потребностями? 

Самый простой способ – отмечать свои самые сильные эмоции. Сильные положительные эмоции возникают при удовлетворении наших потребностей, а самые сильные отрицательные возникают тогда, когда наши потребности не удовлетворены. 

Наблюдая за своими эмоциями, мы сможем познакомиться со своими "хочу" и со своими основными потребностями, которые лежат в основе этих желаний. И, как результат, больше понимать себя. 

А теперь представьте, что наши противоречивые "хочу" или актуализированные "хочу", которые основаны на наших потребностях, еще и сталкиваются с "хочу" других людей. И в итоге мы попадаем в конфронтацию. 


Как пример потребности в эмоциональном контакте (истинная потребность): хочу, чтобы он проводил со мной больше времени (мотив удовлетворения потребности), а он, нехороший такой, хочет проводить большую часть своего свободного времени с друзьями (как вариант – посвящает все свое время работе). 

Очень важно понять один момент: не мотивы вызывают конфликты, а способы реализации их. 

Один способ реализации мотива: требовать к себе внимания, обвиняя и упрекая. Второй способ: заинтересовать, чтобы мужчине захотелось больше времени проводить с вами. Третий способ: удовлетворять его потребности, но сначала узнать их. 

Тогда получается, что вопрос не в отмене нашего "хочу", вопрос в том, как реализовать наше "хочу", как реализовать наш мотив. 

Шаг второй: знание способа реализации своих мотивов

Давайте представим, что мы на первом шаге к внутренней свободе и знаем и понимаем свои потребности и обладаем энергией для их удовлетворения. 

А вот удовлетворение потребности или реализация своих желаний в первую очередь будет зависеть от вооруженности, от знания "как получить желаемое". 

Если в нашей "копилке" способов реализации желаемого у нас есть только один способ, который нам хорошо знаком, то мы будем пользоваться именно им, хоть он будет и не всегда успешным. 

Как пример. Если мы получили опыт, что мужчина уделяет нам внимание, когда мы демонстрируем свою обиду (выводим на чувство вины), то мы будем воспроизводить этот опыт снова и снова, несмотря на то, что он не всегда будет "срабатывать". 

Когда он срабатывает, мужчина становится на какое-то время более внимательным, наша потребность удовлетворяется. 

А если он не срабатывает и мужчина не ведется на наши манипуляции? Что мы в таком случае обычно делаем? Начинаем еще больше давить на мужчину, обвиняя его, искренне предполагая, что сможем продавить его и получить желаемое. Потребность истинная, энергии много, ссора с "хлопаньем двери" обеспечена. 

Какой выход? 

Взять ответственность за свои мотивы и найти эффективный способ реализации их. Что обычно и делает внутренне свободный человек. Человек, не обладающий внутренней свободой, будет искать виноватого. 


Следующий вопрос: как найти эффективный способ реализации своих мотивов, если в нашем опыте есть только один, который не всегда бывает эффективным? 

Вооружаться, накапливая информацию об опыте людей в реализации своих "хочу", в удовлетворении своих потребностей. Чем больше способов, тем больше выбор, тем больше вероятность того, что мы сможем удовлетворять свои потребности, не прибегая к обвинениям. 

Не имея такого выбора, наши способы удовлетворения потребностей будут очень ограничены. 

Вооруженность – это богатый опыт реализации разных желаний. Именно вооруженность оказывает огромное влияние на формирование внутренней свободы и черты характера. 

Высокий уровень вооруженности делает человека уверенным, независимым, спокойным. Так же он позволяет сохранить самообладание в разных ситуациях. 

Низкий уровень вооруженности делает человека тревожным, озабоченным своим положением среди людей. Так же он вызывает ревность к успехам других людей и зависимость от поддержки и покровительства. 

Если вы чувствуете, что уходите в обвинения, значит, вам не хватает вооруженности и следует довооружиться разными способами удовлетворения потребностей, разными способами реализации своих желаний. 

Это может быть наблюдение за другими людьми, знакомство с их опытом, может быть какие-то психологические курсы, сообщества, статьи или еще что-то подобное. Главное, чтобы у вас было желание увеличить вашу "копилку" множеством способов реализации желаемого и уйти от "не учите меня жить" и "я сам все знаю". 

Относитесь к своей жизни, как к учебе, где каждый человек, каждое событие для вас является учителем. 

Что у нас получается? Что второй шаг к внутренней свободе – это умение получать информацию из окружающей среды о разнообразии способов реализации одного и того же "хочу" и выбор способа который наиболее эффективен для нас в данной ситуации. 

Давайте представим, что на пути к внутренней свободе мы научились определять свои потребности. Мы видим, как у нас появляется энергия в момент актуализации потребности для ее удовлетворения. Мы умеем получать информацию из окружающей среды о разнообразии способов реализации мотивов, за которыми скрываются наши потребности. И мы легко можем выбрать тот способ, который наиболее эффективен и гармоничен для нас. 

То есть, мы знаем, что мы хотим и знаем, как получить желаемое, благодаря той мыслительной деятельности, которую мы провели. 

В итоге мы имеем программу, способную наиболее надежно привести нас к удовлетворению нашей потребности. 

Но эта программа – это только часть пути. 

Прокручивая все перечисленное у себя в голове, наша программа частично может удовлетвориться самим процессом мышления. Но будет ли реальный результат? 


Вы наверняка сталкивались с людьми, которые любят раздавать советы и точно знают, как нужно поступить в той или иной ситуации, а сами не всегда следуют своим советам и не всегда соответствуют тому, о чем говорят. 

Это пример людей, которые довольствуются процессом мышления, но не переходят к конкретным действиям. И этих людей мы можем назвать информированными или знающими, но не обладающими внутренней свободой жить так, как они советуют. 

От возникшего желания до результата необходимо пройти четыре этапа: 
  • Определение потребности; 
  • Проигрывание способов удовлетворения потребности в мышлении; 
  • Реализация внешних действий; 
  • Результат (удовлетворение потребности). 
Три шага к внутренней свободе

К сожалению, многие из нас остаются на втором этапе, т.е. в своих ментальных конструкциях. А как итог – результата нет, удовлетворенностью жизнью нет, реальная картина мира не меняется, качество жизни не улучшается. 

Понятно, что воображаемое удовлетворение потребности будет отличаться от реального. Если мы не имеем настойчивости в достижении результата, то цепочка "потребность – удовлетворение потребности" нарушается. 

Можно сделать вывод, что удовлетворение потребности и как результат – улучшение качества жизни, зависит не только от знания потребности, не только от вооруженности, но и от волевых качеств. 

Мы можем быть вооружены и даже иметь решимость приступить к действиям, но без волевых качеств мы останемся на тех же позициях или спасуем при столкновении с трудностями. 

Что получается в итоге? 

Чтобы наше "хочу" было реализовано, чтобы мы ощущали свою внутреннюю свободу, не достаточно только актуализированной потребности (читай – энергии), необходима еще и воля преодолевать препятствия. 

Шаг третий: воля преодолевать препятствия

Что мы имеем?

Во-первых, потребность с ее энергией, мотив (предполагаемое действие для удовлетворения потребности) и объективную необходимость реализации мотива для улучшения качества своей жизни. Это первый этап. 

Во-вторых, сознание, которое нам необходимо для проигрывания способов удовлетворения потребности. Это второй этап. 

В-третьих, опять же сознание, но уже не для ментальных конструкций, а для реализации внешних действий, которые приведут к исполнению желания. Сознание будет направлять наше поведение для совершения сознательных, целенаправленных действий. А помогать сознанию будет одна из составляющих сознания – воля. 

У внутренне не свободного человека потребность, сознание и воля конфликтуют между собой: хочу, не знаю что, не знаю как, а еще бы лучше, чтобы кто-то другой сделал это для меня и за меня, а я бы наслаждался результатом. Полная передача своей жизни в руки других людей и обстоятельств, а о воли преодолевать препятствия вообще речи не идет. В итоге внутренне не свободный человек находится на уровне "хочу хотеть", но обстоятельства или люди не дают получить желаемое. Кто-то виноват. 

Внутренне свободный человек направит свое сознание таким образом, чтобы при исполнении желания задействовать сущность воли. А сущность воли выражается в потребности преодолевать препятствия. 

Задействование сущности воли подразумевает постепенное повышение планки требований к себе. Почему постепенное?

Преодолевая препятствия для достижения промежуточной цели, мы будем испытывать положительные эмоции. Если мы не преодолеваем препятствия и не достигаем промежуточной цели, мы будем испытывать отрицательные эмоции. 

Таким образом, если мы берем высокую планку и по каким-то причинам не можем ее преодолеть, мы испытаем отрицательные эмоции и, скорее всего, откажется от реализации мотива. 

Если мы выберем промежуточную планку по силам, мы ее преодолеем, у нас появится уверенность, мы испытаем положительные эмоции, тем самым удовлетворим потребность в преодолении и получим дополнительную энергию для движения вперед. 

Получение удовольствия от преодоления – это яркий показатель наличия воли. И в воспитании воли помогает эмоция удовольствия от преодоления препятствий. 

Наметили планку, уверили себя, что она нам по силам, преодолели препятствие, получили удовольствие от преодоления, одновременно получили энергию для дальнейшего движения вперед. 

Наметили очередную планку, воспользовались полученной энергией, преодолели препятствие, получили удовольствие от преодоления и снова получили энергию для движения вперед. 

И так маленькими шажками мы приходим к результату и одновременно воспитываем у себя волю. 

А сейчас обратитесь внутрь себя и спросите себя: как я отношусь к препятствиям? 
  • Воспринимаю затруднения или препятствия как "воплощение зла".
При таком подходе к препятствиям, мы обозначаем у себя отсутствие внутренней свободы и полную зависимость от внешних обстоятельств или людей. 
  • Воспринимаю затруднения и препятствия, как ограничения своей свободы.
При таком подходе, вступая в борьбу с препятствиями, мы демонстрируем свою зависимость от внешних сил, которые обязательно надо "победить", чтобы освободиться, что опять же говорит об отсутствии у нас внутренней свободы (кто-то нам не дает быть свободным). 
  • Воспринимаю затруднения и препятствия как способ работы с жизненными ситуациями, когда любой вызов рассматривается мной как дополнительное украшение моих действий.
При таком подходе к препятствиям, мы обозначаем у себя наличие внутренней свободы и интереса к жизни. 

Мы рассмотрели три шага, которые ведут нас к внутренней свободе. 

Давайте вспомним их: 

Шаг первый – знание своих потребностей и своих мотивов (знает, что хочет). 

Шаг второй – знание способов реализации своих мотивов (знает, как получить желаемое). 

Шаг третий – готовность преодолевать препятствия для получения желаемого (воля преодолевать препятствия). 

Индикатор внутренней несвободы – поиск виноватого. 

Если мы обвиняем других в том, что они не исполняют наши желания и при этом сами не знаем, что хотим, то мы не делаем первый шаг к внутренней свободе. 

Если мы знаем, что хотим, но не знаем, как и ждем, что кто-то другой решит все за нас, то мы не делаем второй шаг к внутренней свободе. 

Если мы знаем, что хотим, знаем, как получить желаемое, но не предпринимаем ни каких действий, обвиняя других людей и обстоятельства, или останавливаемся при первых трудностях, то мы не делаем третий шаг к внутренней свободе. 

Если мы знаем, что хотим, знаем, как получить желаемое и готовы двигаться к реализации своего желания не пасуя перед трудностями, то мы уже обладаем внутренней свободой. 

Если вы не ощущаете себя внутренне свободными, определитесь, на каком шаге вы остановились и поразмышляйте, что вы можете сделать, чтобы сделать этот шаг и сделайте его! То, что вы получите в итоге, это стоит того!

Метки: Развитие личности,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём