Тяжелое детство

24 декабря 2016
10045

Анна Кирьянова

Психолог

Один знаменитый психолог выступил на международной конференции и заявил, что больше не хочет заниматься психоанализом и психологической работой. По крайней мере, в том виде, в котором ими предлагается заниматься. Проще говоря, валить все на родителей и на тяжелое детство.

По его мнению, хватит обвинять родителей в наших собственных ошибках и трудностях. Снимать с себя ответственность за свою жизнь и свой личный выбор. Родители сделали, что могли. Может быть, они были неидеальны – это так. Но большинство из нас – давно уже сами – родители.

И совершают те же ошибки, и преодолевают трудности, и любят своих детей, как умеют. И заботятся о них, не спят ночами, кормят и поят, одевают и дают образование.

Современный подход в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, снимает ответственность с человека. Перекладывает ее на родителей. И ухудшает отношения с этими родителями, превращая нормальное общение в поток обвинений и сладострастное накапливание мелочных обид.

И психолог прав, по моему мнению. Если бы родители так непоправимо и глобально определяли судьбу своих детей, человечество давно бы вымерло. Потому что отношение к детям как к ценности появилось совсем недавно.

И основным вопросом педагогики был не вопрос, надо ли бить детей. А вопрос, как правильно их бить. Какими предметами, как долго и с какой целью. И не только бить. Иногда и убивать детей считалось совершенно правильным и нормальным. За плохое поведение, непослушание или так – в связи с обстоятельствами.

И все равно появлялись великие лидеры и гуманисты. Полководцы и поэты. Целители и философы. Их тех, кому удавалось выжить. И люди точно так же были злыми или добрыми, как сейчас. И просто не задумывались о том, какой вред нанесли им мама и папа. Не убили, кормили, не продали в рабство – уже хорошо. Похвально.

В Древнем Египте к детям относились довольно сносно. Убивать было нельзя – нехорошо. А вот продать в рабство, отдать в блудницы или хорошенько избить – это нормально. Воспитанием детей особо не занимались.

Многие египтянки работали; чиновницами, агрономами, врачами и адвокатами. И до пяти лет ребенок оставался на попечении кормилицы. Затем его воспитывали рабы и воины – у кого было свободное время, тот и присматривал за ребенком. И воспитывал, как умел.

И, конечно, педагоги подключались, чьи наставления были мудры и внятны: «Ухо ребенка на спине его». И так далее. Битье детей было обычным и нормальным. Но до смерти бить все же не рекомендовалось. И не из соображений гуманизма, нет; дело в том, что погребальный обряд с телами родителей производили именно выросшие дети. И поэтому они были нужны все-таки. От них зависело посмертное существование родителей.

Поэтому любовь и уважение все же считались необходимыми. Как и изображения чудовищ, пьющих кровь и разрывающих плоть когтями; эти изображения, по мнению древних авторов, весьма уместны в детской комнате, над кроваткой. Очень полезно для ребенка, открыв глаза утром или засыпая вечером, посмотреть на чудовищ. И стать послушнее и добрее.

Из всех фараонов наиболее гуманен был Рамзес Второй, который очень любил своего сына. И на пятнадцатилетие подарил ему ключи от всех гаремов. Щедрый, хотя и непедагогичный подарок. Но радует уже то, что сын был при нем, живой, здоровый и интересующийся гаремами.

В Месопотамии детей тоже спокойно продавали в рабство. Или вот жрецам, которые нуждались в детях – для принесения жертв. Так что наши угрозы: «Я отдам тебя чужому дядьке!» идут из глубины веков. Когда отдать-продать «чужому дядьке» означало мучительную смерть на алтаре или рабский труд в каменоломне. Страшная фраза будит генетическую память; ребенок боится. И, возможно, начинает слушаться. На время…

Детей продавали кельты и галлы, ацтеки и майя, - практически все древние народы. У майя даже были семьи, которые специально рожали детей на продажу жрецам – человеческих жертв для Кетцалькоатля надо было много. Детей замуровывали в пещерах без еды и питья или еще как-нибудь ужасно убивали, а родители рожали новых детей, спрос на которых никогда не падал. Дети и тогда были очень ценными. 

В просвещенном Риме лишних детей попросту выбрасывали. На протяжении даже не сотен, а тысяч лет – этот дикий обычай стал исчезать только при императоре Константине. Ничего дурного в этом не видели.

Только христианские – уже христианские! – писатели протестовали против жесткого обычая: «Вы иногда выбрасываете ваших сыновей зверям и птицам, а иногда предаете жалостной смерти через удавление!», - обличал писатель Минуций Феликс.

Обратите внимание, что он обличал тех, кто плохо поступает с сыновьями. Насчет девочек даже он не считал нужным высказываться – настолько это вошло в привычку.

Вот обычное домашнее письмо первого века Н.Э. То есть, уже христианской эры. «Приветствие Илариона его дорогой Алис. Не беспокойся, если я задержусь и остальные вернутся раньше. Присмотри за нашим малюткой. Как только со мной рассчитаются – вышлю деньги. Если – молю об этом богов, - ты благополучно родишь, мальчика оставь, а девочку выброси. Ты сказала Афродизиасу, чтобы я тебя не забывал. Как я могу забыть тебя? Не волнуйся!».

Все обыденно и добродушно. С любовью к жене и заботой о малютке. О деньгах человек беспокоится. Любит жену. И напоминает, как следует поступить – может быть, в прошлый раз она перепутала и выбросила не того, кого надо. Так что пришлось удушить. И это – совершенно обычное дело для прошлых времен.

Власть отца в Риме была безграничной: он мог продать, выбросить или убить ребенка. Даже если ребенок уже дожил до седых волос и заседает в Сенате. Были и такие случаи в цивилизованной Римской империи, когда престарелый претор приказывал убить своего ребенка-сенатора. И такой поступок не считался убийством вплоть до правления Константина, который запретил убивать своих детей. Потому что это – нехорошо!

В Средние века с детьми тоже не церемонились. Они вместе со слугами выполняли домашние работы и прислуживали за столом, довольствуясь объедками. И посещали школы, в которых физические наказания были неотъемлемой частью науки.

А по воскресным дням организовывались экскурсии для школяров с познавательной и моральной целью. К местам казни преступников: к плахе или на виселицу. Чтобы дети сделали выводы и научились себя хорошо вести.

И с течением времени, с течением тысячелетий обстановка мало менялась. В конце просвещенного 18 века, когда энциклопедисты щедро делились философскими знаниями и бурно развивалась наука, работали театры и университеты, глава Парижской полиции отчитался: в год родилась 21 тысяча детей. Это – только зафиксированные документально случаи рождения. Из них только 700 кормят грудью матери. 17 тысяч были отправлены в деревни, к кормилицам – по крайней мере, так сказали родители. 2-3 тысячи были отданы в дома малюток, созданные в Париже и предместьях. Точные цифры было трудно озвучить, - но можно только предполагать, что происходило на самом деле… 

Не менее мрачными были методы воспитания вплоть до начала двадцатого века. Педагогические опусы содержали советы, как правильно бить детей. Рекомендовалось прекратить побои, когда ребенок терял сознание. Это гуманно и правильно. Забивать до смерти даже злонравного ребенка все же не стоит.

Однако злонравные дети часто плачут и испускают крики во время побоев; ясно, что они делают это специально. Чтобы раздражить и огорчить чадолюбивого воспитателя. В этом случае наказание следует повторить вплоть до полной победы педагога.

Страшно читать такое, но, к несчастью, это правда. Так же, как и лечебные методы для решения некоторых сексуальных проблем. При детском онанизме рекомендовалось удаление клитора или продевание железных скоб, которые затрудняли занятия рукоблудием. А в сложных, упорных случаях – полная кастрация ребенка. Для его же блага и душевного покоя.

Детально описывались и предметы, которые следовало употреблять для битья: преимущества розог меркли перед превосходством хлыста. Использовать который советовали с грудного возраста для приучения к опрятности и молчаливости.

В правдивой и оттого страшной книге «Что сделали с тобою, бедное дитя» подробно описываются педагогические методы прошлого и позапрошлого столетия, слишком ужасные, чтобы приводить их здесь. И совершенно обыденные для того времени. 

Деятельность великих психоаналитиков началась в конце 19-го – начале 20-го века. Именно тогда великий Фрейд и остальные описали гнетущую и мрачную роль родителей в судьбе ребенка и в формировании его характера.

Если ознакомиться с методами воспитания, которые тогда применялись – в том числе, к самим основоположникам психоанализа, - все становится ясным. Действительно, родители наносили детям травмы: и не только моральные. Причиняли страдания – и не только нравственные. И обладали громадной властью над ребенком.

Отношения с родителями были просты: полная зависимость ребенка от матери и отца, от их поступков. Проще говоря, полное рабство. Но времена, к счастью, изменились, - хотя мрачная тень родительской власти лежала на судьбе ребенка тысячи лет. И метод обвинения родителей стал утрачивать свою актуальность. Как и педагогические методы, применяемые ранее. Это ушло в прошлое, как картины зловещих чудовищ над детскими колыбелями и экскурсии к виселицам по воскресным дням.

Личность стала освобождаться от рабства, физического и психологического. И, хотя роль родителей очень важна, она все же не является доминантой развития личности. В чем легко убедиться, просто заглянув в мрачное прошлое: даже при жестоких и убийственных методах воспитания, при праве родителей попросту уничтожить ребенка или продать его, рождались и великие гуманисты.

Философы, богословы, поэты, путешественники, врачи. И злые убийцы, агрессоры и негодяи.

Мрачные методы родительского воспитания могли нанести ущерб психическому здоровью, но не могли изменить личность человека, его душу. В том-то и дело, что ядро личности остается неизменным, и каждый сам отвечает за свои поступки. «У меня были плохие родители» - не оправдание злодеяниям. «Меня дурно воспитывали», - не смягчающее обстоятельство, когда речь идет о взрослом человеке.

Да и прочитав о том, как обращались с детьми еще сто лет назад, можно составить мнение о том, что такое – жесткое воспитание или сложные отношения с родителями. С которыми приходилось иметь дело основоположникам психоанализа.

И в этом смысле, действительно, необходим новый, революционный подход, основанный на ответственности самого человека за свою судьбу и деяния. И это вполне возможно, как возможно стало изменение методов педагогики.

А обвинять всю жизнь вместе со своим психологом собственную маму за случайный подзатыльник или описывать холодность отца, убивавшего себя работой для блага семьи – не выход. Этот метод уже не работает. О чем и заявил честный психолог. Впрочем, его заявление прошло почти незамеченным – метод обвинения родителей очень удобный и простой. Как методы порки детей, которые применялись когда-то.


Метки: Детско-родительские отношения,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|
Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

15.05.2019
830
Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Метки: Воспитание, Тревожность, Детско-родительские отношения,

Почему подростки не слушают ваших советов

Почему подростки не слушают ваших советов

09.04.2019
4853
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Когда вы говорите подростку вроде бы разумные и очевидные вещи, он не слушает вас, не принимает в расчет ваши слова? Может вы его воспитали плохо или дело в пресловутых гормонах, или это просто очередное "потерянное поколение"?

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Должны ли мы простить родителей и обязаны ли их любить

Должны ли мы простить родителей и обязаны ли их любить

02.04.2019
3463
Экзистенциальный психотерапевт Дмитрий Смирнов: "В современной популярной психологии часто говорят о необходимости прощения. В том числе существует дискурс "как простить родителей". В более грубой форме его часто подают как императив "родителей надо простить". Кто такие эти "родители", что означает "простить" и кому это всё "надо" – часто бывает совершенно непонятно".

Метки: Детско-родительские отношения,

Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

28.03.2019
10684
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Инфантильный, изможденный, нагруженный изо всех сил проблемами и не справляющийся с жизнью родитель воспринимает своего маленького ребёнка взрослее, чем тот есть. Хочет, чтобы малыш понимал больше, чем может, чтобы делал больше, чем может. Почему?"

Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Любить своего ребенка – что это значит?

Любить своего ребенка – что это значит?

12.01.2019
11944
Достаточно ли мы любим своих детей? Адекватно ли выражаем свою любовь? Не "испортим" ли мы их, если будем любить слишком сильно? Юлия Гиппенрейтер отвечает на вопросы, которые задает себе большинство современных родителей.

Метки: Любовь, Детско-родительские отношения,

Почему нелюбимые дочери часто находятся в плену стыда

Почему нелюбимые дочери часто находятся в плену стыда

09.01.2019
22398
Общественное мнение уверенно – если отношения мать-дочь зашли в тупик, то надо внимательнее присмотреться именно к дочери. Культурные мифы о материнстве – будто бы все женщины источник любви для своих детей, что материнство – инстинкт и что все матери любят своих детей безусловно – и формируют отношение людей к дочери, которая либо полностью прервала общение с матерью, либо поддерживает минимальный контакт и это очевидно не только близким, но и малознакомым людям.

Метки: Стыд, Детско-родительские отношения, Переводы,

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

11.12.2018
12724
Авторы статьи "Хрупкое поколение" считают, что страхи взрослых изолируют детей от реального мира, мешают им повзрослеть, подрывают их будущие успехи.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Наказание молчанием

Наказание молчанием

03.12.2018
13739
Психоаналитик Александра Пожарова: "С ребенком не разговаривают для того, чтобы показать свою позицию недовольства, может быть обиженности, указать ему на вину. Многие называют это: "Пусть подумает над своим поведением".

Метки: Воспитание, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Развестись без вреда для ребенка

Развестись без вреда для ребенка

27.09.2018
9528
Семейный терапевт Наталья Полякова: "Процент семей, в работе с которыми всплывает данная тема, в моей консультативной практике высок. Родители используют детей, чтобы сделать больно супругу, в десятках разводящихся пар. Лишь единицам бывших супругов удается выстроить партнерство в отношении родительства и этим минимизировать негативные последствия развода для детей".

Метки: Развод, Детско-родительские отношения,

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

06.08.2018
11831
Когда мы учим своих детей – маленьких, очень незащищенных ни от мира, ни от нас, таких взрослых и всесильных – мы очень часто их ругаем. Слишком часто. Ругать – это глупо. Но легко. Хвалить – намного труднее. И намного важнее.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Что случилось с нашей игривостью?

Что случилось с нашей игривостью?

03.08.2018
5195
Что случилось с нашей игривостью? Почему мы перестали наслаждаться нашими детьми? Куда делось понимание, что всему своё время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

02.08.2018
33002
Психотерапевт Анна Зарембо: "Молодец!", "Потрясающе!", "Дай пять!", "Какая красота!", эти фразы мы слышим на любой детской площадке, в школе, в детском саду. Повсюду, где есть дети. Мало кто из нас всерьез задумывался над этими словами. Мы хвалим наших детей, когда они заканчивают какое-то важное дело, мы хвалим детей, с которыми работаем, или детей из нашего окружения. Но оказывается тут все не так просто".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

30.07.2018
8263
Капризы, истерики, пассивная агрессия, саботажи, болезни, астения, усталость, явная агрессия… Вы думаете, что у ребенка очередной кризис, а психолог Ирина Млодик утверждает: мы имеем дело с перестимуляцией – серьезной проблемой современного общества.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

03.07.2018
28436
Семейный психолог Ольга Троицкая: "В компании детей этот ребенок обычно выделяется тем, что никак не досаждает взрослым. Но если присмотреться, можно заметить, что глаза у него как будто за занавесками. Как будто он потерялся в этом мире, а себя нашел в своем собственном, куда никому постороннему нет доступа. Эта роль так и называется – Потерянный ребенок. Ее символ – квадрат. Коробочка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

02.07.2018
9238
Педагог Марина Солотова: "Мы часто совершаем поступки, не пытаясь объяснить их своим детям. По разным причинам: некогда, считаем, что еще малы, не можем подобрать нужных слов… И они не понимают. Они уверены, что мы их предали".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Читать по теме:

|
Детская мастурбация

Детская мастурбация

01.04.2019
180
Детская мастурбация – это естественный и нормальный процесс развития ребенка. Так же, как человек учится ходить и говорить, он учится обращаться с собственной сексуальностью.

Метки: Детско-родительские отношения,

Трудности переходного возраста

Трудности переходного возраста

12.03.2019
519
Мы, родители, любим своих детей. Но, родителями нас быть не учили, и, порой, мы не понимаем, что с ними происходит. Иногда это похоже на театр боевых действий. Но как договориться? Речь пойдет об этом.

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения, Психологический кризис,

Как развивается привязанность ребенка к родителям

Как развивается привязанность ребенка к родителям

25.02.2019
640
Все авторы, пишущие о привязанности, единогласны в том, что чрезмерной привязанности не бывает. А причиной ощущения, что ребенок слишком привязан, является нарушение привязанности. Например, если ребенок застрял на одной из стадий. Сначала я расскажу, какие есть стадии развития привязанности, а в дальнейшем напишу, что делать в случае нарушений.

Метки: Детско-родительские отношения,

Можно ли простить родителей?

Можно ли простить родителей?

01.02.2019
1729
Мы все родом из детства. У нас за спиной наш порой не простой скарб из детских обид и обделенностей. Мы бы не хотели нести его с собой всю жизнь, но снова и снова наши раны ноют. Подчас это могут быть раны, которые мы получили от наших родителей. Можно ли простить?

Метки: Детско-родительские отношения, Сепарация от родителей,

Развод – дело родителей, а не детей. Или о том, как разводиться бережно для себя

Развод – дело родителей, а не детей. Или о том, как разводиться бережно для себя

11.11.2018
1457
Развод это всегда тяжело. Он может быть тяжелым не только для супругов, но и для детей. В статье я хочу рассказать о том, как можно избежать многих детских и супружеских психологических травм при разводах. На что следует обратить внимание. Также я рассказываю о двух ролях взрослых в семье: родительской и супружеской. О признаках завершенного эмоционального развода и о многом другом. Статья задумывалась как помощь тем, кто собирается разводиться или уже развелся.

Метки: Развод, Детско-родительские отношения,

Мои чувства – это слишком...

Мои чувства – это слишком...

26.10.2018
805
Собственные переживания лучше отложить в долгий ящик, ведь никто не сможет быть со мной рядом. Это ненормально, это невозможно вынести.

Метки: Детско-родительские отношения, Чувства,

Как приучить ребенка к самостоятельности

Как приучить ребенка к самостоятельности

07.10.2018
824
Когда пора начинать приучать к самостоятельности? Жаркие споры разворачиваются вокруг этой темы. Порой не менее жаркие, чем вокруг темы грудного вскармливания, совместного сна и горшка – бесспорных лидеров! Дорогие мамы! Самостоятельность не означает отсутствия привязанности. Ребёнок должен быть привязан к маме, и чем крепче, тем лучше. Чем меньше ребёнок, тем сильнее привязанность проявляется. И это нормально.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Дети учатся только на примере

Дети учатся только на примере

02.10.2018
548
Это абсолютная истина. Они воспринимают не слова, которые вы им говорите, а только то, что они реально видят в поведении других людей, особенно, конечно, родителей. "Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Все равно они будут похожи на вас". Эту пословицу знают все, но, несмотря на это, многие все же предпочитают воспитывать ребенка, а не смотреть на себя.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Личный опыт,

А ваш ребенок действует назло?

А ваш ребенок действует назло?

28.09.2018
1131
Об этом говорят очень часто и искренне так считают. Говорят про детей разного возраста. Часто можно услышать такое и про малышей 2-3 лет. Мне, например, и за более старших детей обидно, когда это слышу, что уж говорить про таких крошек.. Никогда дети не делают ничего назло.....

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как не нанести ребенку психологическую травму?

Как не нанести ребенку психологическую травму?

27.09.2018
1463
Наступило время, когда мы, взрослые, все больше замечаем и уважаем детей, начинаем видеть в них личность, перестаем их унижать и подчинять. Мы задумываемся об этом, наблюдаем за собой и за своим поведением, выбираем способы взаимодействия с детьми. И это – прекрасная тенденция. Однако, в ней есть и довольно опасное течение, которое приводит к печальному результату.

Метки: Воспитание, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Мам, купи собаку!

Мам, купи собаку!

19.09.2018
758
Что делать, если ребенок просит разрешить завести питомца, но вы понимаете, что сейчас не время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Адаптация ребенка в первом классе

Адаптация ребенка в первом классе

12.09.2018
2828
Почему поход в первый класс – это стресс для всей семьи? Какие изменения в психической жизни ребенка ждут его в первом классе? Как родители могут помочь и поддержать ребенка в на первом этапе адаптации к школе?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"

Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"

28.08.2018
1266
Поход к психологу как превентивная мера по устранению проблем с ребенком в будущем. Как не упустить время, воспитывая ребенка? Как сделать так, чтобы ребенок воспринимал Ваши напутствия и не сопротивлялся им? Как добиться от ребенка самостоятельных усилий в нелегком процессе самообразования и саморазвития? Как, не прибегая к насилию и шантажу, мотивировать ребенка учиться и включать волю?

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Мать и дочь: метаморфозы взросления

Мать и дочь: метаморфозы взросления

24.08.2018
965
Признание право дочери быть взрослой и признание обязанности мамы взрослеть.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Чувства, Личный опыт,

Ребенок идет в детский сад. Как помочь ребенку справиться

Ребенок идет в детский сад. Как помочь ребенку справиться

07.08.2018
661
Почему отдавать ребенка в детский сад до 3-х лет рано? Как подготовить ребенка к походу в детский сад? Как загрузить идею "детского сада" в мозг ребенка? Как снизить возможный стресс и ускорить адаптацию ребенка к новому месту?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём