"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей
Автор: Катерина Антонова
Мне 37 лет. И пятнадцать из них я успешно зарабатываю написанием текстов. И цену себе знаю. И вижу подтверждение собственных успехов в окружающем мире. Но если мне встречается редактор, которому не нравятся мои статьи, который возвращает их раз за разом с требованием переписать, сократить, отнестись внимательнее (как будто я не внимательна по умолчанию), проверить уже, наконец, все данные (словно я не проверяю) и вычитать все запятые – я начинаю сомневаться в себе. А если представить, что надо мной встал человек, который следит за тем, как я пишу каждую фразу и комментирует: "Опять ты начинаешь фразу с "но"! Сколько раз я тебе говорил не делать такие большие абзацы! Ты что – не можешь запомнить, что длинные фразы в анонсе недопустимы?" – я сомневаюсь, что способна написать хоть страницу.
Я точно знаю – я умею писать тексты. Но когда меня критикуют, я скукоживаюсь и не способна уже ни на что.
Я не одна такая. Несколько успешных друзей уходили со своих высоких и о-о-о-очень хорошо оплачиваемых должностей только по одной причине – их ругали. А они этого не хотели. Не потому что они нежные цветочки, вовсе нет. Просто когда их ругали, они начинали хуже работать. А работать хуже, чем ты можешь – себя не уважать.
Я вижу, как расправляют плечи взрослые мужики, когда говоришь им: "Придумай, как это сделать, ты же лучше всех это умеешь!" – и они сворачивают горы. Не за деньги. И не за должность. А потому что они увидели, что в них верят, и стали героями. И они же, только вчера совершившие невероятное, талантливое, авантюрное и прекрасное – выходят, опустив плечи, с совещания, на котором им объясняли, какое они ничтожество. То же происходит с известными, прошедшими медные трубы, режиссерами, которые, пережив вал уничижительной критики, замыкаются и не сразу находят в себе силы приступить к следующему фильму или спектаклю. С актерами. Со всеми людьми. Которые в принципе не любят, не хотят и, как могут, избегают ситуаций, когда ими не довольны.
Я вот к чему веду. Я не представляю себе, как учатся наши дети.
Когда мы учим своих детей – маленьких, очень незащищенных ни от мира, ни от нас, таких взрослых и всесильных – мы очень часто их ругаем. Слишком часто.
Ругать – это глупо. Но легко. Хвалить – намного труднее. И намного важнее.
За минувший месяц в нашей семье произошли две истории, прямо касающиеся вопроса, ругать или хвалить. Они настолько четко показали механизм, что не понять его было просто невозможно.
В общеобразовательной школе мои девочки-близнецы учатся так себе. Во-первых, потому что дома мы относимся к ней спустя рукава и всячески прививаем пренебрежение к оценкам, во-вторых, потому что дети часто болеют и школу пропускают, в-третьих, потому что как-то так сложилось.
Школа занимает в нашей жизни ровно то место, которое, по нашему мнению, и должна, – далеко не главное. Так бы все и было, но месяц назад учительница сказала Лиде и Маше, что хочет выставить их на школьную олимпиаду. Что тут началось! Детей как подменили! Тетрадки стали аккуратными, задания в дневнике написано разборчиво, а тяга к знаниям какая образовалась! Первые ученицы класса стали! Серьезно! Мы и сами сначала не поверили, но когда позвонила классная и стала наших детей нахваливать, мы вникли – действительно, сплошные пятерки. Как тут не хвалить! На Олимпиаду их так и не выдвинули, но привычка учиться хорошо у них уже сформировалась. И теперь и без Олимпиады они учатся прекрасно. Во всяком случае, намного лучше, чем до того, как их начали хвалить.
В музыкальной школе мои девочки всегда были первыми ученицами. Но вдруг учительница по сольфеджио стала их ругать. Чем-то они ей активно не понравились, и она стала придираться ко всему: и ноты они не так пишут, и поют не эдак, и диктанты не пишут, и с двухголосием беда. Все это, конечно же, не наедине, а при всём классе. И не один раз.

Когда я спросила, в чем дело, учительница ответила, что девочки, конечно, хорошие, и данные у них отличные, но они должны ей доказать, что достойны этой школы.
И претензии, мол, должны их мотивировать учиться лучше. У нее же не на пустом месте претензии. Они же действительно не все идеально делают.
Это была правда. Они делали не все идеально. Я бы даже сказала так: они, ученицы второго класса, все делали неидеально. И я считала, что это вообще-то нормально. Они же учатся. А если их не ругать, а хвалить, результаты будут намного лучше. Но тут мы с учительницей не совпали. И она продолжала их ругать. И закончилось все тем, что дети мои уперлись намертво: "Не пойдем больше на сольфеджио!" – истерили они. Я сопротивлялась, убеждала, подкупала и умоляла, но когда Маша сказала, что учительница снилась ей ночью, и стала каждые полчаса бегать в туалет, я поняла – да, мы туда больше не пойдем. Несмотря на прекрасные данные. Потому что когда детей регулярно ругают – это не работает. Вообще. И почему педагоги этого не понимают – одна из самых больших для меня загадок.
Хотя нет, я знаю отгадку.
Хвалить – трудно. Намного проще – ругать. Ругая, ты снимаешь с себя всякую ответственность и причастность к тому, что происходит в учебе у ребенка. Когда ругаешь, отделяешь себя, умного, от него, вечно виноватого: "Я же все уже несколько раз объяснила!" (если ты учитель), или "Опять двойку получил! Идиот! Вчера же два часа сидели учили!" (если ты родитель).
Ты, взрослый, получаешься весь белый и пушистый, и очень правильный, а ребенок выходит идиотом, неспособным показать нужный результат.
А он не идиот. Он отвлекся. Или боялся люминесцентной лампы, которая стала мигать и весь урок внезапно начинала потрескивать. Или боялся, что родители опять оценками не будут довольны.
Но ведь любой ребенок способен учиться. Только для этого надо его хвалить. Потому что дети – они тоже люди. И они тоже, как и мы, взрослые, ищут одобрения и поддержки. Они хотят, чтобы ими восхищались. Чтобы их победам радовались. Они готовы горы свернуть ради этого. А не ради оценок.
Надо хвалить за единственную правильно написанную букву "у" во всей строчки прописей.
Обвести ее синеньким и похвалить еще раз. А потом и бабушке показать – при ребенке – смотри, мол, какая молодец, как здорово написала букву "у".
Хвалить за то, что сама вспомнила, что завтра надо взять клей и ножницы в школу.
И за то, что развесила школьную форму.
А еще – за то, что поделилась завтраком с одноклассником, который этот завтрак забыл.
Когда кажется, что не за что хвалить, надо выдумывать поводы и все равно поддерживать, ободрять, приподнимать над бездной неверия в себя. Создавать своего рода подушку безопасности для внутреннего самоощущения ребенка – подушку безопасности из одобрения, веры и похвал, которая убережет его от нападок такой вот – как нам встретилась по сольфеджио – учительницы.
У моих детей была маленькая подушка безопасности. И она их не уберегла. Мы очень расстроились, но выводы сделали. Убрали эту учительницу из нашей жизни, начали все время и за все хвалить детей. Посмотрим, как они выдержат столкновение с негативом в следующий раз. Я, взрослая, 37-летняя, до сих пор выдерживаю негатив плохо.
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Читать по теме:
|Секрет влияния на ребенка
Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,
Дети, которые ничего не хотят…
Метки: Воспитание, Материнство, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,
Любить своего ребенка – что это значит?
Метки: Любовь, Детско-родительские отношения,
Почему нелюбимые дочери часто находятся в плену стыда
Метки: Стыд, Детско-родительские отношения, Переводы,
Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,
Наказание молчанием
Метки: Воспитание, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
Садись, два
Метки: Воспитание, Сценарии, Чувства, Оценочное суждение,
Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?
Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,
Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?
Метки: Воспитание, Зависимость,
Развестись без вреда для ребенка
Метки: Развод, Детско-родительские отношения,
"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности
Метки: Воспитание, Управление эмоциями,
Работа на всю жизнь
Метки: Воспитание, Личный опыт,
8 компонентов готовности вашего ребенка к школе
Метки: Воспитание, Подростковый возраст,
Что случилось с нашей игривостью?
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,
Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,
Право на счастье
Метки: Счастье, Воспитание, Развитие личности, Стыд,
Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом
Метки: Воспитание, Материнство, Принятие себя, Переводы,
Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,
Потерянный ребенок: Глаза за занавесками
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,
Как оторвать детей от гаджетов без скандала
Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Переводы,
6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Прощай, эмпатия
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Эмпатия,
Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой
Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,
4 шага к общению с ребенком без крика
Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,
Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов
Метки: Воспитание,
Подростковый максимализм: как быть родителям?
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,
Когда раннее развитие приводит к отставанию
Метки: Воспитание,
Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей
Метки: Материнство, Детско-родительские отношения, Сценарии,
Безумные родительские установки и их последствия
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,
Читать по теме:
|Сообщать ли ребенку о смерти близкого?
Метки: Воспитание, Горевание,
Можно ли простить родителей?
Метки: Детско-родительские отношения, Сепарация от родителей,
Развод – дело родителей, а не детей. Или о том, как разводиться бережно для себя
Метки: Развод, Детско-родительские отношения,
Кризис трех лет
Метки: Воспитание, Психологический кризис,
Мои чувства – это слишком...
Метки: Детско-родительские отношения, Чувства,
Отлучки. Как и когда оставлять ребенка без мамы
Метки: Воспитание, Материнство,
Работа с детскими страхами. Как победить монстра под кроватью?
Метки: Воспитание, Арт-терапия,
Нужно ли стыдить ребенка?
Метки: Воспитание, Стыд,
Метки: Воспитание, Горевание, Личный опыт,
Как приучить ребенка к самостоятельности
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Дети учатся только на примере
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Личный опыт,
Воспитание ребенка: как устанавливать границы
Метки: Воспитание, Материнство, Границы,
А ваш ребенок действует назло?
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Как не нанести ребенку психологическую травму?
Метки: Воспитание, Психическая травма, Детско-родительские отношения,
Почему уговоры и объяснения не действуют на детей
Метки: Воспитание,
Мам, купи собаку!
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Как научить ребенка слушаться?
Метки: Воспитание, Материнство,
Адаптация ребенка в первом классе
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Мать и дочь: метаморфозы взросления
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Чувства, Личный опыт,
Ребенок идет в детский сад. Как помочь ребенку справиться
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
"Я грязная! Так мне и надо". АНТИсексуальное воспитание девочки и его последствия
Метки: Воспитание, Сексуальность,
Как сказать ребенку о смерти?
Метки: Воспитание, Потеря близких, Детско-родительские отношения,
Родительские запреты
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Грудное вскармливание после 1,5-2х лет. Последствия для психического развития ребенка
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Ребенок очень стеснительный
Метки: Застенчивость, Воспитание,
Интернет зависимость у детей
Метки: Воспитание, Компьютерная зависимость, Зависимость,
Как мотивировать ребенка к учебе?
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,
Давайте растить новое поколение!
Метки: Воспитание,