Значение продуктивного диалога при разрешении конфликтов


Я уже размещала на сайте статью, посвященную конфликтам. И писала там, что конфликт, как следствие различия интересов, потребностей и точек зрения, есть неизбежная данность. Как только различия проявляются в контакте людей, вместе с этим возникает и конфликт.

Но в то же время не любой конфликт, есть нечто фатально разрушительное. Более того, умение людей разрешать конфликты в своих значимых контактах напрямую определяет их способность строить долгосрочные доверительные отношения.

Тактика, к которой люди прибегают довольно часто – стараются не обращать внимания на конфликты в отношениях. И так до последнего, пока не станет совсем плохо. Недостаток подобной тактики в том, что конфликт, на который хотя бы одна сторона старается не обращать внимания, невозможно разрешить. При этом замалчиваемые чувства продолжают влиять на эмоциональную атмосферу в отношениях.

Реклама
Для тех же, кто собрался разрешать конфликт, встает вопрос, как это лучше сделать. Для обсуждения этой темы, я бы хотела привлечь теоретические представления гештальт-подхода, применяемые, в том числе, для психотерапии пар. Гештальт-терапевтическая школа рассматривает человека, как находящегося в постоянном контакте с окружающей средой – людьми и событиями. Перлз, основатель гештальт-направления психотерапии придумал молитву, которая звучала следующим образом и легла в основу его практики:

"Я – это Я, а ты – это ТЫ.
Я делаю свое дело, а ты – свое.
Я живу в этом мире не для того,
чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим.
И если мы случайно нашли друг друга, это прекрасно.
Если нет, этому нельзя помочь"
Для меня это молитва про свободу, принятие ограничений и ответственность.

Итак, представляю вам выделенные мной составляющие продуктивного диалога:

1. Уважение к партнеру.

Интуитивно понятно, что неуважительное отношение в большинстве случаев вызывает встречное неуважение, неготовность сотрудничать или даже желание "сделать наперекор".

Признание права партнера быть другим, различаться, иметь другое представление о ситуации и действовать соответствующим образом. До тех пор, пока этого признания нет, любое ваше намерение есть попытка контроля и навязывания своего мнения. Люди чаще всего реагируют на это противодействием. Например, чем более активно-безапелляционно вы заставляете ребенка надевать шапку, тем более быстро он ее снимет, как только окажется вне поля вашего зрения просто в рамках борьбы за независимость и автономию.

2. Принятие своих ограничений.

Осознание зоны своей ответственности и зоны ответственности другого человека. Как говорилось в молитве немецкого богослова Карла Фридриха Этингера: "Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого".

3. "Я-послания".

Интуитивно, опять же таки понятно, что если сказать человеку, что он козел. То он либо пошлет, либо выдаст какую-либо защитную реакцию. Например, подведет много фактов в пользу того, почему козел – это вы, а не он. А до тех пор, пока будет продолжаться противоборство взаимных обвинений, какое-либо продуктивное решение проблемы не может быть найдено.

Поэтому если в первую очередь хочется выразить эмоции, независимо от дальнейшей судьбы взаимоотношений, то "ты козел" вполне подойдет. Но если есть желание не навредить отношениям, быть бережным к партнеру и найти возможный выход из неприятной ситуации, то я-послания предпочтительнее.

Я-послание – это высказывание о своих переживаниях и мыслях по поводу ситуации, без оценки действий партнера.

Например, можно сказать:

"Ты никогда ко мне не прислушиваешься и не учитываешь меня!" И получить в ответ: "Нет, неправда, я только тебя и слушаю постоянно. И вообще вчера я сделал(а) все исключительно по-твоему!"

Я-послание: "Когда ты сегодня мне не позвонил(а), я почувствовала обиду, потому что мне пришлось переделывать все свои планы – это было очень неудобно, а еще я почувствовал(а) себя не нужной тебе и сильно расстроилась".

Второе высказывание требует гораздо больше мужества, потому что требует отказа от позиции всевластия и признания своей потенциальной уязвимости и нужды в Другом. Но и результат от такой формулировки может оказаться интереснее, чем в первом варианте.

4. Искренность.

Люди не склонны к сотрудничеству, если чувствуют неискренность. Например, если вы на самом деле злитесь, потому что другой человек заставляет вас нервничать, и соответственно, пусть даже неосознанно, привносите это в контакт, но при этом говорите другому человеку, что "беспокоитесь О НЕМ". То он, скорее всего, вполне справедливо решит, что вами движут ваши собственные эмоции, нежели желание ему помочь или уберечь от чего-либо.

Самый надежный способ договориться – честность по отношению к себе и другому.

5. Укрепляйте отношения.

Делайте для любимых то, что было бы и не обязательно делать, но что будет им приятно. Почаще делайте что-то для Другого беспричинно – то, что готовы сделать, не ожидая чего-либо взамен. Отношения, построенные исключительно на взаимных выгодах (ты мне – я тебе) наиболее подвержены частым трудноразрешимым конфликтам.

Метки: Конфликты, Отношения,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём