"Альтруизмом" в биологии называют действия, повышающие репродуктивный успех других особей ценой снижения репродуктивного успеха "альтруиста".
Навигация по статье
- Животные тоже так могут;
- Эгоистичный ген;
- Ты мне, а я тебе;
- Альтруисту выгодно быть таковым;
- Альтруизм есть.
Животные тоже так могут
Полицейский, отговаривающий от самоубийства двух людей в месяц.Мужчина, поднявший вертолет и спасший коллегу.
Врач, вывезший 20 больных детей из Донбасса.
Кажется, на такие рыцарские поступки способен только человек. Может, только кажется...
Реклама

Поначалу альтруизм в природе вводил ученых в замешательство. Ведь такое поведение уменьшает шансы на размножение.
Представьте: Вы в саванне, наблюдаете живописную миграцию зебр Западной Африки. Впереди двухмиллионной популяции просторное поле сочной травы, но вот незадача, между животными и целью пролегает река. И река кишит крокодилами. Животные топчутся у берегов, и внезапно с самого конца толпы прорывается старая зебра. Она толкает, распихивает сородичей, встает на краю реки и кидается в пасти крокодилам. Пока рептилии заняты поеданием легкой добычи, стадо на цыпочках перебежит на заветное поле. Почему эта старая зебра принесла себя в жертву?
Уинн-Эдвардс и Конрад Лоренц считали, что естественный отбор работает на уровне популяции; существо всегда действует во благо вида. Давайте вернёмся к нашим зебрам. Если понаблюдать за стадом дольше и ближе, взору откроется то, что не было очевидным вначале. Старушка не пробивается к крокодилам; немощную зебру толкают сзади. Теорию группового отбора встретили в штыки.
Эгоистичный ген
Эволюция заключается не в выживании сильнейшего, а в воспроизведении сильнейшего. В силу вступает концепция родственного отбора, согласно которой единица эволюции не индивид и не популяция, а ген. Суть теории образно выразил Джон Холдейн в знаменитом афоризме "я бы отдал жизнь за двух братьев или восьмерых кузенов". Так, с родными братьями или сёстрами мы разделяем 50% общего наследственного материала, а с двоюродными – 12,5%.Индивиды особенно проявляют широту души в отношении к кровной родне. Родительская забота о потомстве легко объясняется родственным отбором. Тем не менее, подсобить передаче ДНК можно не только отцовством, но и помощью в размножении родственников. С точки зрения гена, не важно какая его копия выживет, пока этот ген передается новым поколениям. Животные точно определяют своих и чужих. Когда родственники поблизости, белки дают предупреждающие сигналы о хищниках чаще, хотя это подвергает их опасности. Развитию альтруизма также способствуют низкие шансы особи завести собственную семью: в этом случае индивид не так уж много теряет, помогая родне. Рабочие пчелы, не раздумывая, идут в бой на смерть с захватчиками своих колоний.
Еще одним подтверждением теории родственного отбора служат два типа семейного устройства Стивена Пинкера. В отцовской семье мужчины поддерживают жену и детей, в материнской – больше помогают собственным братьям, сёстрам, племянникам. Во втором случае супруги проводят много времени вдали от дома и "подсознательно не уверены в том, что дети их". Зато племянники безошибочно биологическая родня. Так что мужчины инвестируют в тех отпрысков, которые однозначно несут их гены.
Ты мне, а я тебе
Животные совершают благородные жесты и не только по отношению к родственникам. Главное правило этого механизма – "не вкладывай больше того, что получишь". Концепцию взаимного (реципрокного) альтруизма продвигает Роберт Триверс. Ученый утверждает, что альтруизм развился благодаря пониманию индивидом принципа взаимовыгоды и расчёту на помощь в будущем. Самцы американской иволги защищают гнезда соседей до того момента, пока последние заступаются за их. Составим анкету животных, способных на подобное. Высокоорганизованные, социальные, в силах распознавать особей, ведь они помнят "да, это та черепаха, должница с прошлого воскресенья". Однако списанные со счетов одноклеточные, такие как грибки и бактерии, тоже демонстрируют реципрокный альтруизм.Альтруисту выгодно быть таковым
А как же Данко с вырванным, пылающим сердцем? Как же благотворительность? Героизм?Помимо циников в возвышенную, бескорыстную природу альтруизма не верят и нейробиологи.
Впервые заглянули внутрь черепа альтруиста Джордан Графман и Хорхе Молл. В 2006 году они показали, что у человека при виде денежной наживы задействовался нервный путь, обычно оживляющийся во время секса и принятия пищи (мезолибический путь). А когда те же люди делали пожертвования, активизировались участки, отвечающие за социальные связи и привязанности. Вырабатывался окситоцин, эффект которого мы испытываем, когда чувствуем родственную душу, ощущаем себя частью команды, ментально сближаемся с кем-либо. Вот оно знаменитое "отдавая, мы приобретаем".
Альтруизм, по итогу исследования, не высокая нравственная способность, что подавляет низкие эгоистические позывы, но встроенная и приятная программа мозга. С альтруистическим поведением ассоциируются передняя поясная кора и базальный передний мозг. Повреждение этих зон делает образ мышления более рациональным, менее эмпатичным. Таких людей в 2007 Южно-Калифорнийский университет представил перед моральной дилеммой: пассажирский самолет захватили террористы. Собьете ли Вы воздушное судно до того, как оно обрушится на многомиллионный город? У здоровых людей такая задача вызывает душевные терзания, а вот пациенты с поврежденным мозгом без заминок, хладнокровно дали ответ по принципу "цель оправдывает средства".
Мы говорим, что альтруизм оторван от Эго. Но могут ли поступки быть не связаны с Эго, если они им же и совершаются? Доктрина психологического эгоизма поставила самоотверженность альтруизма под вопрос. Действиями человека, как за ниточки, дергает желание максимизировать удовольствие и минимизировать боль. Человечество ведет себя милосердно, благородно, добродетельно не ради ближнего, а больше для собственного благополучия.
Исследования выявили: добровольцы жизнерадостнее, менее подвержены тревоге, "болезням от нервов", чем люди, не занимающиеся волонтерством. Добрые поступки облегчают и вылечивают депрессию.
Опрос доноров крови показал, что 98% из них действовали бескорыстно. Матье Рикар, автор книги "Речь в защиту альтруизма", истолковывает это так: "Главное удовольствие – радость человека, а не предвкушение ответной услуги". Но нам уже известно, что за подноготная подсознания движет альтруизмом.
Альтруизм есть
Статистика выявила, альтруизм чаще проявляется по отношению к родственникам, чем к чужакам; к друзьям, чем к незнакомцам; к союзникам, чем к соперникам. "Очевидно", – скажите Вы. Но ведь мало кто думал, что всё это объясняется описанными выше теориями. Эволюция сформировала психологические механизмы, чтобы развить альтруизм.Помогать людям нужно, уважать бескорыстность тоже. Альтруизм как феномен существует, просто он далек от тех иллюзий, которые к нему питает большинство людей.
Список литературы:
- Эволюция полового размножения – Джон Мейнард Смит;
- Социобиология: новый синтез – Е.О. Вильсон;
- Эволюционная психология: Секреты поведения Homo sapiens – Джек Палмер, Линда Палмер;
- Ethics and human well-being: an introduction to moral philosophy – Edward Jarvis Bond;
- The evolution of charitable behaviour and the power of reputation – Roberts, S. Craig;
- Human fronto–mesolimbic networks guide decisions about charitable donation – Jorge Moll, Frank Krueger, Roland Zahn, Matteo Pardini, Ricardo de Oliveira-Souza, Jordan Grafman;
- If It Feels Good to Be Good, It Might Be Only Natural – Vedantam, Shankar;
- Psychosocial differences between elderly volunteers and non-volunteers – K.I. Hunter, Margaret W. Linn.