Детская арт-терапия

Материал подготовила Анна Мидгард, психолог, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциации.

Широко используется арт-терапия в работе с детьми. Ее можно проводить уже с 2-2,5 лет, если ребенок умеет держать карандаш или он может рисовать пальчиками и краской. Если малыш уже понимает, что краску, песок и декоративные украшения не нужно брать в рот, тогда вполне можно пробовать знакомить его с этим видом терапии.

В случае нормального развития, ребенку может быть интереснее заниматься в небольшой группе, либо вместе с мамой, если он еще совсем маленький. В некоторых случаях работа может строиться только индивидуально.

Популярное на сайте: Арт-терапия в реабилитации детей с психосоматическими расстройствами (прим.ред.)


Какие направления арт-терапии могут подойти для детей?

Практически все, только во многих случаях метод стоит адаптировать под возрастные особенности, также возможно совмещение методов. Например, можно слушать произведение или играть что-то на детских музыкальных инструментах. Попросить ребенка нарисовать эту музыку, станцевать или рассказать про нее сказку. Так, например, можно строить занятия по изучению эмоций. Вариантов интеграции различных направлений множество, все зависит от цели занятия. 

Арт-терапию можно использовать в педагогических целях для изучения тем окружающего мира, вспомним, например, гербарий в школе. Можно творчески подходить к изучению букв и цифр, создавая их из разных материалов или рисуя, придумывая истории, сказки.

Творческий подход делает занятие интересным, дети хорошо включаются в процесс, повышается мотивация. С этой точки зрения арт-занятия полезно включать в обучение, как в детских садах, так и в школах.

Также в образовательных учреждениях полезно проводить занятия с арт-терапевтом для облегчения адаптации малышей в детском саду и начальной школе. Через творчество дети смогут отыграть или прорисовать свое напряжение, волнение, найти внутренний ресурс для преодоления трудностей. 


Кроме того, существует опыт работы с подростками в различных техниках и запросах. Одна из самых распространённых и актуальных тем – профориентация.

И здесь наряду с психологическими тестами подростку можно предложить визуализировать и нарисовать свое профессиональное будущее. Очень диагностично будет предложить подростку нарисовать или построить картину в песочнице о том, как он представляет себе ту или иную профессию. Затем, сравнивая десяток интересующих профессий, психолог сможет увидеть, как действительно ребенок видит и воспринимает разные профессиональные направления. Такой метод хорошо дополняет традиционные техники профориентации. 

Еще один пример техники в работе с девочками подростками, теми, кто не принимает свое тело. Как крайний вариант это может быть анорексия или склонность к этому, стеснение своего тела, закомплексованность по этому поводу.

Девочкам предлагается нарисовать себя "как в зеркале" на большом листе бумаги, закрепленном на стене, размером немного больше, чем их рост. Затем девочка встает спиной к стене и психолог или другая девочка, если занятие проходит в группе, очерчивает контуры тела другим цветом маркера. После этого становится видно, как в действительности видит и чувствует себя девочка и насколько это отличается от реальности.

Например, ноги могут быть нарисованы не на земле, а в воздухе. Девочка может нарисовать себя намного полнее, чем она есть. Часто рисуют непропорционально большие или маленькие части тела: голову, руки, ноги, плечи т.д. Для анализа применяется символическое значение частей тела из психологии, можно обратиться к диагностике по телесно-ориентированной терапии. 

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter



Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём