Сказкотерапия

Материал подготовила Анна Мидгард, психолог, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциации.

Сказкотерапия – исцеление с помощью придумывания, прослушивания или проигрывания сказок.

Все мы так или иначе соприкасались со сказкотерапией в детстве, когда слушали или читали сказки. Истории и сказки нас излечивают, мы словно проживаем эту ситуацию, идентифицируя себя с одним из персонажей. По мере того, как персонаж преодолевает сложности, борется со злодеями, побеждает несправедливость, он обретает силу, у него активизируются скрытые таланты и способности, он получает дар. Ребенок или взрослый, наблюдающий за сюжетом сказки, проживает эту историю вместе с главным героем и вместе с ним приобретает внутренние ресурсы и силу.

Это дает ощущение уверенности в себе, придает сил и позволяет переоценить свои проблемы, найти возможности справится с ними.


Популярное на сайте: Подборка сказок для терапии детских страхов (прим.ред.)

Анализом сказок и их влиянием на человека занимались еще Карл Юнг, Зигмунд Фрейд и Эрик Берн. В России сказкотерапией занималась Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Она автор тематических книг и метафорических карт, с помощью которых можно работать с этим методом. Он больше распространён в терапии детей, но так же применим в работе с подростками и со взрослыми.

Все статьи с анализом сказок собраны в одном теге: анализ сказок (прим.ред.)

В сказкотерапии можно придумывать свои сказки, где персонаж проживает схожую с клиентской ситуацию, а можно придумывать продолжение классических сюжетов и историй, специально разработанных для терапии. Сказку можно построить в песочнице, можно играть с игрушками без песка, можно представлять сказку только в своем воображении или инсценировать сказку в группе. Способ работы со сказкой зависит только от предпочтений психолога и клиента. 

Выделяют несколько видов сказок:

  • Художественные;
  • Психокоррекционные;
  • Психотерапевтические;
  • Медитативные;
  • Дидактические.
Цели работы с методом сказкотерапии могут быть очень различны.

В дидактических сказках это изучение какой-то темы, такой вид используется для работы с детьми в садах и школах.

Медитативные сказки служат для расслабления и восстановления психики.

Психотерапевтические и психокоррекционные сказки предполагают соответственно психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие.

Художественные же сказки знакомы всем с детства и пишут их писатели, а не психологи.

Детям очень близок и понятен метод сказкотерапии. Как правило, они с большим удовольствием погружаются в сюжеты. Этот метод очень экологичен и безопасен для детей, когда имеющиеся симптомы, сложности, с которыми приходит ребенок, он может прожить и проработать через персонажа сказки. Ребенок может наделить персонажа силой, помочь ему, таким образом он помогает себе справиться с реальными трудностями.

Со взрослыми сказкотерапия проходит немного по-другому. Нужно подготовить клиента к работе с этим методом, кому-то объяснить смысл, кого-то расслабить и дать в качестве разминки предварительные упражнения на развитие воображения. Связано это с тем, что часто взрослые не готовы просто играть, как дети, им важно понимать смысл и вместе с тем отключить голову, довериться процессу. Иначе может включиться такая распространённая психическая защита как обесценивание.

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter



Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём