
Терапия взаимодействия и развития
При лечении аутизма у детей весьма эффективна терапия взаимодействия и развития, которая направлена на стимуляцию развития ребенка. Эта терапия была разработана около 30 лет назад и усовершенствовалась с каждым новым открытием. Идея состоит в том, чтобы сблизиться с ребенком, учитывая его восприятие мира.Ребенку-аутисту свойственна любознательность, хотя она непохожа на любознательность обычного ребенка. Его больше интересуют предметы. Лишь немногое вызывает его любопытство. Надо вовремя подметить, что его заинтересует. Сеансы совместной игры постепенно помогут ребенку выйти на новую, более сложную ступень общения.
Реклама

В момент взаимодействия между ребенком и взрослым, деятельность мозга синхронизируется. Если бы мы могли увидеть мозг ребенка-аутиста, то заметили бы активацию нейронных сетей, сопровождающуюся образованием новых контактов между нейронами, образующими новые нейронные сети. Эта терапия оказывает прямое воздействие на архитектуру мозга.
Нейроны – это клетки мозга, которые позволяют передавать информацию. По мере развития мозга нейроны разрастаются. Нейроны соединяются между собой, образуя синапсы. Синапсы образуются и распадаются. Это обеспечивает так называемую пластичность мозга.
Если нейроны по каким-то причинам не могут нормально соединяться, то передача информации в клетках мозга нарушается. Это характерно для аутизма. Это происходит, например, когда человек не способен слышать человеческий голос, зато может слышать другие звуки. Один контакт между нейронами есть, а другого нет. Но при восстановительной терапии, благодаря пластичности мозга, можно надеяться восстановить эти утраченные контакты. Не в полной мере, но хотя бы частично. То же самое происходит и при ортофонической реабилитации, и при психомоторной. Так или иначе, любая психотерапия способствует восстановлению и образованию нейронных сетей.
Аутизм также характеризуется тем, что ребенок не может отличить голос человека от других шумов. Терапия позволяет лучше узнавать человеческие голоса, благодаря чему ребенок начинает лучше говорить.
Для оценки методики ученые сравнили социальное поведение, язык и моторику 15 детей до прохождения терапии, через 1 год и через 2 года занятий. Каждый из детей сделал успехи. Признаки аутизма стали менее заметными.
Детский аутизм характерен также тем, что 80% аутистов не смотрят в глаза человеку, с которым общаются. Поэтому им трудно понять выражение лица, чувства и намерения собеседника. Они смотрят на контуры лица, а не на лицо. Это необычно, поскольку чаще всего дети смотрят на глаза, потому что это наиболее информативная часть лица, глаза отражают чувства и социальную информацию. Эта информация делает возможным взаимодействие. Дети-аутисты внимательнее рассматривают предметы, чем человеческое лицо. За два года, с помощью игровых занятий, дети-аутисты обучаются смотреть людям в глаза. И их мозг начинает работать практически нормально.
Стимуляция взаимодействия с людьми позволяет восстановить сети передачи информации. Это способствует коммуникации и возникновению нейронных связей.
Чем раньше поставлен диагноз, тем больше шансов на успех. Ведь в это время мозг очень сильно меняется. За год изменяется моторика, речь – и это касается любого ребенка. В это время мозг обладает большой пластичностью. Интенсивные занятия в период, когда мозг так меняется, дают наилучшие результаты. Какие-то симптомы могут исчезнуть или стать незаметными, не мешающими жить.
Если рано начать занятия, то ребенок научится общаться с другими детьми и будет нормально развиваться. Родителям необходимо приноравливаться к своим детям, чтобы им помочь.
Методика лечения аутизма «Денверская модель»
Чтобы хорошо развиваться, дети-аутисты должны заниматься гораздо больше других детей, чтобы научиться себя вести в любых ситуациях. Они должны изменить и свое поведение. С ребенком все можно делать вместе, сообща. Ребенка необходимо хвалить, когда у него получается выразить свою мысль или что-то сделать.
Дети аутисты по-особому воспринимают то, что их окружает. Они могут часами играть в песок, или возиться с камушками. В денверской модели интерес ребенка используется для того, чтобы отвлечь его от повторяющихся движений и заинтересовать чем-то другим.
Научный эксперимент с участием 48 детей показал, что дети, занимавшиеся по денверской модели, добились больших успехов, чем дети, проходившие лишь поведенческую терапию. К семи годам все они достигли нормального уровня умственного развития и социальной адаптации.
Метод лечения аутизма «Имитация»
Долгое время ученые недооценивали потенциал развития аутистов. Например, считалось, что они неспособны имитировать кого-то, чтобы общаться и учиться. Однако в последнее время было доказано, что подражание – основа коммуникации, в том числе и для аутистов.
Простая имитация позволяет понять, насколько важен другой человек. Он важен для того, чтобы увидеть себя и понять свои собственные намерения и действия. Это позволяет пробудить интерес к себе, в том числе у аутиста, который понимает - надо сделать то, что делает другой, чтобы представить самого себя.
Что происходит в мозге двух людей, имитирующих друг друга? Ученые доказали, что когда люди делают что-то одновременно, их мозг тоже синхронизируется. У обоих участников активируются те же «мозговые волны». В качестве упражнений можно посадить двух детей напротив друг друга и попросить, чтобы они делали любые движения руками и имитировали друг друга, причем неважно, сколько времени они будут имитировать, а сколько производить самостоятельные движения. Если эксперимент проводить с обычными детьми, то, как правило, дети меняются ролями 50/50.
Когда в эксперименте участвую дети-аутисты, то они либо все время имитируют другого, либо все время предлагают свои движения, не имитируя другого, однако чаще – имитируют. Это противоречит общепринятому мнению о том, что аутисты не могут имитировать других. Трудно добиться, чтобы аутист понял, когда другой участник готов поменяться ролями, и уступил ему свою роль, взяв на себя его роль.
Можно ли использовать имитацию, чтобы установить контакт с детьми-аутистами и помочь им взаимодействовать с другими людьми?
Был проведен эксперимент с участием 8 детей-аутистов. Их поместили в оборудованную комнату, в которой все вещи были в двойном экземпляре. Благодаря этому ребенок-аутист и воспитатель могли одновременно делать одни и те же движения с предметами. С 2 до 4 лет, когда дети еще не говорят, они спонтанно используют имитацию для общения. Могут ли то же самое делать дети-аутисты?
При использовании языка или при невербальном общении надо наладить какую-то связь. Имитация, при которой два человека одновременно делают одно и то же, позволяет создать эту связь, так как появляется общий опыт. Гипотеза была такая – подражание разнообразит репертуар их поведения и разовьет новые интересы.
Исследования заключались в том, чтобы выяснить какую пользу им приносит тот факт, что они имитируют движения, и их движения имитируют, для улучшения их способности общаться с людьми. Научатся ли они обращаться к людям, не бояться их, не избегать?
Во время эксперимента в некоторых случаях дети в первый раз не подражали своим воспитателям. Тогда воспитатели начинали подражать им. Дети это замечали и начинали интересоваться. После этого они начинали понемногу имитировать взрослого.
Имитация сродни приключению. Это возможность, которую мы даем человеку, несклонного к путешествиям и разного рода новым экспериментам. Мы даем ему возможность попутешествовать. Это не только облегчает общение, но и стимулирует любопытство, желание узнать, что происходит и находится вокруг.
За два года эксперимента по имитации социальные способности и воображение детей-аутистов значительно улучшились. Они сами стали выбирать, что имитировать. И сами решают, когда из имитируемого стать имитатором. Они внимательно следят за тем, что делает воспитатель и радуются. Они стали понимать, что надо чередовать то имитацию, то собственные движения. В этом и заключалась цель эксперимента.
Уже через месяц занятий ощущается разница. Ребенок чаще подражает и быстрее развивается. Начинает чем-то интересоваться, и перестает зацикливаться на одних и тех же движениях и действиях. Он начинает вовлекаться во взаимодействие с другими и чувствует себя увереннее.
Каждый ребенок-аутист уникален. Ранняя диагностика и новые методики, направленные на развитие ребенка, позволяют надеяться на лучшее. Обучив врачей, родителей и учителей распознавать это расстройство, мы можем дать им возможность понять этих необычных детей, чтобы помочь им наладить общение с другими.
Необходимо позволить детям, страдающим аутизмом, стать полноценными членами общества – учиться в школе, работать, общаться, творить, любить.
Источники:
Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах – Морозова С.С.
Мой опыт преодоления аутизма – Темпл Грэндин, Маргарет М. Скариано
Аутизм медицинское и педагогическое воздействие – К. Гилберт Т. Питере
Дети с аутизмом – П. Сатмари