Термин "интроверсия" был введен швейцарским психиатром и психологом Карлом Юнгом. В своей работе "Психологические типы" (1924 г.) он указывает на два резко отличающихся типа, которые выделяются несмотря на многие иные индивидуальные различия, – тип интроверсии и тип экстраверсии. При этом он указывал, что в человеке есть обе установки: экстравертированная и интровертированная, однако одна из них является привычной, по которой определяется и тип. Важно учитывать, что господствующая установка не может полностью подавить другую, противоположную ей. Следовательно, чистый тип существовать не может, а мы можем замечать только относительный перевес одной из установок.
Интроверсию Карл Юнг определял как ориентацию энергии (либидо) преимущественно на субъективные (внутренние факторы), а не на объективные (внешние) факторы.
Реклама

Разберем подробнее, что это означает.
Субъект – это человек, в этом смысле каждый из нас является субъектом. Мы испытываем целую палитру эмоций и чувств, воспринимая и переживая стимулы, оказываемые на нас объектами, например: впечатления, события, взаимодействия с другими людьми. Каждый из нас осознает окружающий мир по-своему, т.е. субъективно. Наше субъективное восприятие изменчиво, мы одни и те же стимулы или события считываем по-разному в разное время, исходя из нашего внутреннего состояния. Из этого следует, что для личности, имеющей интровертированную установку в качестве превалирующей, субъективное всегда имеет большую ценность, чем объективное. В своем восприятии окружающей действительности такой человек будет ориентироваться на свою сознательную часть. Юнг подчеркивает, что сознательное – это только часть личности, т.к. в структуре личности Юнг выделял также личное бессознательное и коллективное бессознательное.
При интровертированной установке бессознательное как бы компенсирует сознательное, укрепляя влияние объекта. В сознании субъекта это проявляется как непреодолимая связь с объектом. В качестве примера можно привести историю, когда поборник высокоморальных принципов на поверку оказывается вовлечен в зависимость любого вида.
Вместе с тем выделение только двух типов личностей не соответствовало понятию качественной классификации и не объясняло различий во взаимодействии людей с миром.
Наблюдения Юнга позволили ему выделить четыре основные психологические функции, как способ освоения реальности и организации жизни: мышление, ощущение, чувство и интуиция. Эти функции не сводятся друг к другу.
Что понимают под каждой из этих функций?
Ощущение дает возможность установить факт посредством восприятия свойств объекта через органы чувств, что нечто существует.
Мышление устанавливает, что это нечто означает, эта функция связана с аналитической деятельностью и созданием причинно-следственных связей.
Чувство сообщает о ценности этого нечто, здесь имеется ввиду субъективная оценка воспринимаемого объекта или явления.
Интуиция подсказывает смысл и потенциальность нечто, воспринимает идеи, заключенные в объекте.
Вышеперечисленные функции можно разделить на две группы: рациональная (чувство и мышление) и иррациональная (ощущение и интуиция). Рациональные функции позволяют создавать суждения о пережитом опыте, иррациональные – регистрируют события и явления безоценочно и пассивно. Важно отметить, что доминирование одной из функций внутри выделенных групп приводит к угнетению другой функции, т.е. мышление исключает чувство, а ощущение – интуицию и наоборот.
Итак, подводя итоги вышесказанному, Юнг выделял следующие типы интровертности:
- Интровертный мыслительный тип;
- Интровертный чувствующий тип;
- Интровертный ощущающий тип;
- Интровертный интуитивый тип.
Дальнейшее развитие термин "интроверсия" получил в концепции Ганса Юргена Айзенка.
В своих исследованиях базовых характеристик личности Айзенк базировался на генетике и биохимических процессах. В результате его научной работы с применением факторного анализа удалось выделить три универсальных фактора, которые легли в основу его двухфакторной модели личности: интроверсия/экстраверсия и нейротизм.
В его трудах под интроверсией понимался процесс формирования сильного возбуждения нервной системы, медленное реактивное торможение и его малая устойчивость, также в исследованиях отмечается снижение у интровертов порога активации ретикулярной формации, что приводит к более высокому возбуждению в ответ на внешние раздражители. При обостренной чувствительности к возбуждению человек не нуждается в дополнительной стимуляции, т.к. она для него является избыточной. Этим механизмом объясняется восприятие внешних стимулов как чрезмерных.
Позиция Айзенка в отношении нейротизма сводилась к пониманию невротических симптомов как условных рефлексов, и тогда поведение, направленное на избегание условно-рефлекторного раздражителя (сигнала опасности) и устраняющее тем самым тревожность, является самоценным.