Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" – РКМЧП) возникла в 80-е годы 20го столетия в США.
Куртис Мередит, Чарльза Темпл и Джинни Стилл – активные разработчики метода РКМЧП, базируясь на теории об этапах умственного развития ребенка (Ж. Пиаже); на идеях о зоне и этапах умственного развития ребенка (Л.С. Выготский); на учении о метакогнитивной технике (Э. Браун, И. Бек), смогли переложить положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата.
В постсоветском пространстве технология известна с конца 90-х годов и звучит как "Чтение и письмо для развития критического мышления – ЧПКМ".
Реклама

Практические идеи технологии ЧПКМ включают следующие основные аспекты:
- Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи;
- Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления;
- Критическое мышление формируется в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо стимулировать к задаванию вопросов и поиску логических связей;
- Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Технология метода РКМЧП / ЧПКМ состоит из фаз (этапов), и каждой присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач фазы:
Фаза 1 – Вызов
- Актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- Пробудить к ней интерес;
- Активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- Структурировать последующий процесс изучения материала.
- Получение новой информации;
- Её осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- Соотнесение новой информации с собственными знаниями. Ученики сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями для того, чтобы создать новое понимание;
- Поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
- Выражение новых идей и информации собственными словами;
- Целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между учениками и преподавателем;
- Анализ всего процесса изучения материала;
- Выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый "вызов").
Уроки математики, выстроенные по логико-аналитической системе, учат методу дедукции и действовать с научной точки зрения – принимать аксиомы и доказывать или опровергать теоремы с помощью логики и анализа.
Важно, чтобы на уроке создавалась атмосфера самостоятельного, собственного видения к изучению математической задачи, возможность с помощью логики формировать точку зрения. Сомнения и вопросы стимулируют к поиску ответов на уроках математики в процессе дискуссии, обсуждения. Развивается навык объяснять и аргументировать свои выводы, что позволяет ученикам иметь осмысленный и продуктивный взгляд. При таком подходе происходит глубокое усвоение знаний детьми и реализуется идея связей материала (теоретического с практическим), его структурирование самим ребенком.
Формирование активного критического мышления ребёнка дошкольного возраста – одна из задач для родителей, которую успешно можно выполнять в повседневной жизни.
Достаточно придерживаться некоторых принципов общения с ребёнком:
- Позволяйте быть "почемучкой", но не спешите давать ответы на вопросы ребёнка;
- Играйте вместе в развивающие настольные игры;
- Позволяйте ребёнку совершать ошибки;
- Задавайте вопросы – спрашивайте и поддерживайте детский разговор;
- Способствуйте развитию творческих навыков и дивергентного мышления ребёнка – используйте детский методический материал по рисованию, а также чтению, письму и арифметике.