Оценочное суждение

Материал подготовила: Ольга Полуэктова – психолог, гештальт-терапевт.
 
Оценочное суждение – это субъективный взгляд на человека, предмет или событие, основанный на сравнении. Ранжирование по внутренней шкале измерений.

"Дом выкрашен в серый цвет".

"Дом выкрашен в серый цвет, отчего кажется грязным".

Первое высказывание объективно: для покраски дома использовали серую краску. Второе высказывание содержит сравнение. Один и тот же дом из серого стал грязным.
 
Транслируя оценочное суждение, мы передаем восприятие и эмоциональное отношение. Кому-то серый цвет стен приятен и не кажется грязным.
 
Информационные источники призывают отказаться от оценок. Ведь оценки нестабильны, искажают реальность, зависят от эмоционального состояния. Они ранят и обижают. Причиняют вред детям: формируются ограничивающие убеждения. Поэтому от них стоит отказаться.
Реклама
 
Возможно ли сохранять буддийский нейтралитет? 
 
Младенец познает мир безоценочно через ощущения, восприятие и эмоциональные психические процессы. Для него "дождь идет", а не "дождь зарядил и испортил планы". Этого достаточно для организации простых действий.

С дальнейшим развитием психических функций к чистому познанию добавляется оценка: получил информацию – сравнил с похожим прошлым опытом – предпринял действие. Ребенок не боится собаку до тех пор, пока она не напугает его грозным лаем. Или пока не получит сигнал от родителей, которые с тревогой в голосе говорят ему не приближаться к ней.

Оценка – важнейший эволюционный механизм. Без нее невозможно выжить! 
 
С формированием "сверх-я" появляется необходимость сравнивать события и вещи с нормами этики и морали. Сломал игрушку ? Нехорошо. Так человек научается делать вывод "хороший-плохой".

Существуют общепризнанные правила: нельзя воровать и убивать.

А есть менее строгие, где суждение "можно-нельзя", "хорошо-плохо" выносится на основании личного опыта, привитых в семье привычек. Поэтому такое суждение субъективно. Что в одном доме норма, в другом – неприемлемо.

Для того чтобы не затрачивать усилия на подробное сравнение нового опыта с прошлым, наша психика использует шаблоны – стереотипы. Это здорово экономит энергию, но нередко навешивает на окружающих ярлыки. Вызывающе одевается – признак определенной профессии. В галстуке и очках – интеллигент. Психика экономит ресурс.
 
Кроме того, суждение зависит от нашего эмоционального состояния. В добром расположении духа люди щедры на положительные оценки.
 
"Эффект ореола" (гало эффект) – когда общее впечатление о человеке влияет на восприятие отдельных качеств. "Он такой приятный и воспитанный, однажды донес сумки до дома. Он не мог ударить жену". Мы делаем привлекательных людей щедрыми, добрыми, умными. И оправдываем нехорошие поступки. Американский психолог Эдвард Торндайк попросил командиров оценить физические качества своих солдат (голос, физическая форма, энергичность). А после – личные качества (надежность, ответственность). Подтянутые, приятные внешне солдаты получили высшие баллы и по второй шкале, хотя это не всегда совпадало с фактами.
 
Итак, не оценивать невозможно. Значит высказывания вроде "ой, какая страшненькая" легализованы?

Нет, потому что это пример токсичного оценочного суждения.
 

Токсичное оценочное суждение

Отличается тем, что содержит критику, обвинение, обесценивание, агрессию.
 
Сравните: "Этот мужчина спит на лавке. Наверное, безработный алкоголик". Это оценочное суждение. 

"Этот мужчина спит на лавке. Наверное, безработный алкоголик, потому что нормальные люди так не поступают. Сажать бы их в тюрьму".

Здесь автор токсичного суждения не только оценивает, но и сравнивает с условной нормой и берется судить, ничего не зная о ситуации.
 
Не хотите транслировать токсичные суждения?
  • Откажитесь от категоричной оценки человека. "Иванов ужасный, потому что вчера напился" или "Иванов вчера напился, это ужасно". Замечаете?
  • Избегайте конструктов "должен/не должен", попыток учить жить. "Нормальные женщины в это время дома сидят" – пример как не надо.
  • Уберите обесценивание. "Внешностью, конечно, бог обделил".
И в завершение, еще один любопытный феномен: родители иногда критикуют детей, чтобы стимулировать к развитию. Мол, похвалю, а он распустится. Критика заставит стать лучше.

В 1939 году в университет Айовы был проведен "Чудовищный эксперимент". Здоровых детей разделили на две группы. Первую – поощряли за успехи в чтении и речи. Вторых – высмеивали и критиковали. У некоторых детей из второй группы развилось заикание и сильная неуверенность. Заикание со временем прошло, но дети остались застенчивыми.

Ответ очевиден. Токсичные оценочные суждения не способствуют достижению Конструктивная критика, не задевающая личность достоинство, может помочь развитию.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter


Читать по теме:

|

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём