Детская ревность

Материал подготовила: Марина Козак, психоаналитик, арт-терапевт.

Каждый человек, так или иначе, сталкивался в своей жизни с таким явлением как детская ревность. Основной причиной запуска механизма детской ревности служит боязнь нелюбви родителей, когда поведение и чувства важнейших персон в жизни ребёнка попадают под его сомнения и дефицит.

Внешними мотивами детской ревности могут стать любые трансформации, которые происходят в социуме и в составе семьи. Смещающие авторитет и самоидентификацию ребёнка изменения плотно питают чувства зависти и ревности.

Наиболее распространенной пищей для детской ревности в семье является расстройство сиблингового соперничества. 

Сибсы или сиблинги – генетический термин, обозначающий потомков одних родителей – родные братья и сёстры, близнецы. 


Дэвид Леви ввёл понятие "сиблинговое соперничество" – sibling rivalry. Он писал, что старший сиблинг агрессивно реагирует на появление в семье нового сиблинга из-за того, что чувствует угрозу привычному образу жизни семьи; эта реакция является типичной. 

Сиблинговая позиция – это стратегии поведения индивида по отношению к его братьям и/или сёстрам.

В основе патогенеза сиблингового соперничества лежит чувство ревности, чаще всего развивающееся у старшего сиблинга семьи при появлении на свет младшего. После рождения младшего сиблинга нормальные адаптационные эмоциональные качели наблюдаются у большинства детей. Это связано с перераспределением внимания родителей, изменением семейной обстановки. Если детско-родительские отношения остаются полноценными, несмотря на присутствие в них иных сибсов, пластичность нервной системы ребенка позволяет преодолеть ревность в течение нескольких месяцев. На диагноз "расстройство сиблингового соперничества" указывают стойкие и явные эмоционально-волевые, когнитивные нарушения, сопровождающиеся семейной дезадаптацией, неуспеваемостью в школе. 

В принципе, одной из основных причин сиблингового соперничестыва является позиция эгоцентризма, в которой ребёнок искренне и вполне обоснованно считает себя "центром мироздания", характерна для большинства детей в возрасте до 10-12 лет. Ребёнок не желает делиться своим авторитетом, заботой и вниманием старших (родителей, воспитателей, учителей, друзей), которые предназначались раннее только ему. Поэтому любой "новичок" в семье или компании воспринимается остро, как замена себе, конкурент и соперник.


Признаки наличия у ребёнка расстройства сиблингового соперничества

– Уход от ответственности. Ребёнок "разучивается" делать то, что умел делать самостоятельно до появления в семье младшего сиблинга. Такое поведение занижения своих когнитивных способностей и навыков старшего, как-бы уравнивает его с младшим. Детский мозг моделирует ситуацию как "если я уподоблюсь младшему и буду копировать его поведение и реакции, родители будут больше уделять внимание мне". В таком случае регресс развития старшего неизбежен.

– Враждебность. В поведении преобладает озлобленность и агрессивность. Выраженное недоброжелательное отношение к конкуренту, который отнимает у него любовь родителей иои других лидеров. Психологический прессинг (буллинг), физические нападки (ударить, толкнуть, ущипнуть), нежелание общаться и играть с младшим – это стремления реализовать возврат ситуации "единственного любимого ребенка" и отвоевать своё место под солнцем.


– Резкая смена настроения. Ранее активный и жизнерадостный ребёнок вдруг стал угрюмым, пассивным, плаксивым, либо наоборот – поведение стало гиперактивным и возбуждённым показательно-театральным.

– Соматические и невротические реакции, тревожность. У детей с очень тонкой нервной организацией в ответ на ревностное отношение к изменению своего статуса в семье или социуме (в кругу друзей, школе) могут появиться нарушения аппетита, сна, дисфункции кишечника, снижение иммунитета. На фоне повышеной тревожности от страха потери или чувства недоверия, сомнений в родительской любви возможны возникновения нервных тиков, заикания. Таким образом, болезненный ребенок требует повышенного внимания взрослых: мама жалеет, подолгу сидит возле кровати, позволяет спать вместе, готовит специальные блюда, кормит ложечкой.

Затяжные эмоционально-волевые, когнитивные нарушения в развитии ребёнка требуют психотерапевтической помощи.


Эдипов комплекс и комплекс Электры. Их влияние на развитие чувства ревности в отношениях между детьми и родителями

Одними из основных понятий классического психоанализа являются Эдипов комплекс и комплекс Электры, идею и сюжет которых Фрейд заимствовал у греческой мифологии.
Эти истории рассказывают о недетской любви детей к своим родителям противоположного пола – Эдип испытывал влечение к своей матери, Электра – к отцу.


На основе такой любви (частично или полностью бессознательной) к родителям вырисовывается вся дальнейшая картина чувств, сексуальных влечений и динамических моделей ревности.

Согласно толкованию Фрейда, каждое человеческое существо в раннем возрасте от 2 до 6 лет влюбляется в родителя противоположного пола или в того, кто этого родителя заменяет. Такое физическое и психологическое влечение вполне нормально, поскольку родители первые, кто любит ребёнка и наделяют его энергией любви. 
Влечение происходит от стремления к слиянию женского и мужского начал в человеке, и является одной из важнейших психологических и эмоциональных фаз развития личности.

У детей старше 6 лет возникает естественное желание быть похожим на родителя своего пола. Если эта фаза не изжита к 6-8 годам, ее симптомы обостряются в отрочестве. В случае комплекса Электры, молодая девушка копирует взрослое поведение мамы, чтобы привлечь к себе повышенное внимание со стороны отца, соблазнить его. Не получая ожидаемой ответной реакции от отца, у девушки включаются механизмы ревности и даже ненависти. Если отец ни в чем не отказывает дочери, возникает ревность между ней и матерью.

Таким образом к семейной динамике прибавляется ревность.

Мальчик-подросток с особенно сильным Эдиповым комплексом в отношении матери, может испытывать гипертрофированные чувства любви и восхищения к ней, ревновать к отцу. Так он возводит мать на пьедестал и игнорирует архитип отца в семье, и после 6-8 лет, вместо отождествления с отцом, сын ведет себя противоположным образом, отказываясь подражать мужскому поведению и роли. Чем сильнее любовь к матери, тем больше хочется сыну быть похожим на нее, он отождествляет себя с женской энергией. Такая психоаналитическая точка зрения объясняет развитие гомосексуализма.

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter



Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём