Самооценка

Материал подготовила: Наталья Приймаченко, психолог.

Самооценка – это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств, и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Натаниэль Бранден известный психолог, исследовавший самооценку, дает такое определение:

"Самооценка в полноте своей осознанности – это полученное опытным путем доказательство нашего соответствия жизни и ее требованиям." 

Термин "самооценка" он определяет как:
  • Уверенность в своей способности думать, принимать основные жизненные вызовы;
  • И уверенность в своем праве на счастье и успех, ощущение того, что мы достойны, заслуживаем, имеем право провозглашать свои потребности и желания, добиваться значимых для нас результатов и пожинать их плоды.


Самооценка личности

Самооценка человека основана на определенных фактах его жизни, которые на первый взгляд составляют правдивую картину. На самом же деле это всего лишь мнение о себе, которое сложилось на основании жизненных событий.

Так, если человеку что-то удалось лишь отчасти (что бывает у большинства людей), то его мнение о себе может начать меняться в зависимости от обстоятельств. А когда дела идут совсем плохо, соответственно ухудшается его отношение к себе. Это становится основанием для снижения вашей и уверенности в себе.

Негативная личностная самооценка выражается в том, что люди обычно о себе говорят и думают. Она сосредотачивает внимание на слабостях и неудачах, делая незаметными положительные стороны и обесценивая достижения. Такое отношение к себе напрямую определяет жизненные выборы человека и приводит его к плачевным результатам во многих сферах жизни.

Профессиональная самооценка

Высокая профессиональная самооценка требует стимулирующих вызовов, интересных и трудных задач. Их выполнение, в свою очередь, подкрепляет самооценку успешности. 

Человек с низким уровнем притязаний, наоборот, предпочитает знакомые и безопасные профессиональные задачи – и такой выбор еще больше занижает самооценку.


Подробнее об этом в статье гештальт-терапевта Марии Долгих: "Обесцененный человек" (прим.ред.)

Кроме того, человек с низкой самооценкой привык смотреть на свои достижения через призму одобрения или осуждения других людей. Такая самооценка своей деятельности подавляет профессионализм.

При этом успех кажется очень опасным: ведь тогда окружающие посчитают такого человека выскочкой и отвернутся от него. Из-за этого страха человек добровольно отказывается от своей реализации и превращается в невидимку. Потом страдает, когда его не замечают.

Однако последствия этой проблемы не всегда очевидны. Порой низкая самооценка действует как бомба замедленного действия. Пока человек поднимается по карьерной лестнице, успех начинает кружить ему голову, убеждая его в превосходстве и неуязвимости. Поверив, что ему некуда расти и нечему учиться, такой человек теряет связь с реальностью. Поэтому в один момент его карьера рушится.

Социальная самооценка

Люди с низкой самооценкой, как правило, страдают от застенчивости, болезненно воспринимают критику в свой адрес. Им свойственно чрезмерное стремление угодить и понравиться другим людям. При этом они стараются избегать близкого общения.


Подробнее на эту тему: Как повысить самооценку (прим.ред).

Хотя тема самооценки часто связывается с неуверенностью, поведение таких людей в обществе может быть совсем иным. Они часто стремятся быть душой любой компании, вести себя приветливо и спокойно. На самом деле они просто уверены в том, что, если не будут "вести себя хорошо", другие перестанут с ними общаться.

У таких людей отсутствует стойкое самоуважение и уверенность в том, что они достойны счастья, любви и уважения окружающих. Отсюда страх выражать свои мысли, озвучивать желания и потребности. 

При высокой социальной самооценке, наоборот, формируется свободное и уверенное чувство общности с другими людьми.

Самооценка и отношения

Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, – человек проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Многие авторы отмечают занижение самооценки и повышение тревожности в подростковом возрасте, с появлением ориентации на общение со сверстниками. Поэтому так очевидна уязвимость подростков перед манипулятивным воздействием и давлением группы. 


В дальнейшем самооценка человека выражается в том, что он часто дает любым действиям других людей негативную интерпретацию, независимо от того, насколько позитивным это действие выглядит в глазах окружающих. 

По мнению многих исследователей (К.Роджерс, В.Сатир и др.), позитивная самооценка и конструктивное общение с другими людьми связаны напрямую. Высоко оценивая самого себя, человек, скорее всего, будет так же доброжелательно относиться к другим. Такому человеку свойственны открытость, свобода в выражении своих чувств, способность к самораскрытию в общении. 

Самооценка и мотивация

Многие из мотивирующих факторов со временем настолько приживаются в характере человека, что превращаются в черты его личности. Так закладывается мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, тревожность, определенный локус контроля, возможности самооценки, уровень притязаний.

У людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у ориентированных на неудачу, – нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. 

Психолог Дмитрий Вострухов: "Где взять веру в себя?" (прим.ред.)


Влияние самооценки проявляется в удовлетворенности или неудовлетворенности человека достижением успеха или появления неудачи. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Здесь же стоит отметить зависимость самооценки от результата деятельности.

Действие самооценки влияет на уровень притязаний – ожидаемый результат, которого субъект рассчитывает достичь. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большее значение для лиц, ориентированных на избегание неудачи, а не на достижение успехов.

Низкая самооценка и неуверенность обычно возникают при решении задач средней степени трудности. Удача в очень легких и неудача в очень трудных задачах не сказывается на самооценке. Вместе с тем, чем выше имеющийся уровень достижений, степень трудности решенной задачи, тем сильнее страх и не стабильней самооценка.

Эта асимметрия в эмоциональных последствиях самооценки сочетается с тенденцией к возрастанию уровня притязаний при постепенном росте уровня достижений в повторном выполнении задания. Успех при этом все время переживается одинаково.

Проблема решается отклонением от цели, разницей между последним достижением и базирующемся на нем уровне притязаний к очередному выполнению. Разница эта для каждого индивида до известной степени сохраняет постоянство во времени. Она может быть позитивной или негативной, т. е. уровень притязаний всегда или несколько выше уже имеющегося уровня достижений или несколько ниже. После явного улучшения достижений обычно наблюдается сравнительно большая готовность повышать уровень притязаний, чем при ухудшении достижений – его понижать.

Качественное улучшение самооценки проявляется, когда сами успехи или неудачи связываются с наличием или отсутствием необходимых способностей. В таком случае самооценка и успех идут рука об руку.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter


Читать по теме:

|

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём