Формирование самооценки

Материал подготовила: Наталья Приймаченко, психолог.

Формирование самооценки

Становление самооценки происходит наряду с развитием личности, то есть с раннего детства. Этот процесс происходит под влиянием оценок окружающих и личных достижений человека. Ребёнок исследует этот мир и свое место в нем, определяет свои способности и возможности, на основании чего и складывается его самооценка.

Развитие самооценки

Формирование адекватной самооценки происходит еще в период внутриутробного развития при условии желанной беременности. Тогда ребенок еще до рождения ощущает свою нужность в этом мире и подсознательно приходит к высокой самооценке.
 
По мнению М. Кляйн потребность в самооценке формируется в период грудного вскармливания. В этом возрасте складывается индивидуальная психическая реальность младенца, частью которой являются его образы и переживания от взаимодействий с частями материнского тела.


Первое, с чем ребенок начинает выстраивать отношения – это материнская грудь. С возрастом при благополучном течении развития образ матери усложняется и превращается в целостное представление о ней как об отдельном человеке. Из отношений с матерью складывается образ собственного Я ребенка.

Если мать с любовью и заботой относится к потребностям ребёнка, у него складываются адекватные представления о "хорошести" и "плохости" груди матери и его самого.

Если ребенок нежеланный,то он ощущает себя лишним и ненужным в человеческом мире. Особенно это усиливается, если родители говорят ребенку о его несвоевременном появлении. Низкая самооценка и особенности детского возраста приводят к тому, что он начинает видеть у себя несуществующие недостатки, считая себя обузой для родителей и изгоем в обществе и соответственно взаимодействовать с этим миром.

По мнению Карла Роджерса,самооценка личности всегда формируется на базе отношения к нему окружающих людей. Кроме того, важную роль играет сопоставление образов "Я": Я-реального (кто я есть на самом деле) с Я-идеальным (каким я хочу быть).

Самооценка не является величиной постоянной, так как она подвержена влиянию жизненных обстоятельств и активных действий со стороны самой личности. При этом ее роль очень велика, т.к. самооценка – это основа дальнейших жизненных успехов или неуспехов человека.


Особенности самооценки

Изучение особенностей самооценки началось с трудов американского психолога и философа Уильяма Джеймса. Он считал, что самооценка человека может быть двух видов:
  • Самодовольство, которое выражается в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
  • Недовольство, проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора.
С.Л. Рубинштейн считал, что самооценка – это основа личности, которая складывается из отношения других людей, и оценивании самим человеком окружающих. Особенность самооценки, по мнению Рубинштейна, заключается в том, что она основывается на ценностях человека. От этих ценностей зависит выбор и построение механизмов саморегуляции и самоконтроля поведения и деятельности.

Известный исследователь генезиса самооценки Аида Захарова видела в ней ядро личности. Самооценка служит определенной призмой, через которую пропускаются и преломляются все линии психического развития и формируется личность. 


Схожей точки зрения придерживался А.Н. Леонтьев, который считал, самооценку необходимым условием, обеспечивающим возможность индивиду стать личностью.

Курт Левин, представитель гештальт-психологии, связывал самооценку с уровнем притязаний личности. Переживание человеком своих достижений как успешных или неуспешных напрямую влияет на его уровень притязаний в будущем. Повышение этого уровня, соответственно вызывает и повышение самооценки.

Анализ основных теоретических подходов к изучению самооценки позволяет выделить следующие ее особенности:
  • Самооценка – один из компонентов "Я-концепции" личности (самосознания), напрямую связанный с другими ее частями (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
  • В основе понимания самооценки лежат оценки самого человека и окружающих людей и эмоциональное отношение к этим оценкам;
  • Самооценка неотделима от мотивов личности, ее целей, убеждений, ценностей и ценностных ориентаций;
  • Самооценка выполняет функцию саморегуляции поведения и деятельности человека;
  • Самооценку можно рассматривать и как процесс, и как результат.

Изучение самооценки

В практической психологии разработано немало методик изучения самооценки.

Большинство исследований опираются на общие критерии:
  • Компетентность; 
  • Принятие себя; 
  • Реакция на обратную связь; 
  • Уувство вины; 
  • Оптимизм; 
  • Внутренний диалог; 
  • Самодостаточность.
Каждый из этих компонентов оценивается исходя из ответов на специальные вопросы. 


Глубокое исследование самооценки проводится с помощью методики Дембо-Рубинштейна. Она оценивается, исходя из следующих показателей: ум, здоровье, характер, авторитет у сверстников, практические умения (умелые руки), внешность, уверенность в себе. Основными параметрами для определения результатов являются высота, устойчивость и реалистичность. 

Методика исследования самооценки, предложенная А.И.Липкиной, называется "Три оценки". С ее помощью можно определить уровень, устойчивость/неустойчивость и аргументацию самооценки. 

Еще один известный тест "Оцени себя сам" позволяет определить, каким уровнем самооценки обладает человек: адекватной, неадекватной завышенной или неадекватной заниженной.

Все теоретические взгляды на самооценку можно разделить на три группы, согласно тому, какой аспект или функция самооценки берутся за основной.

Структура самооценки

Самооценка человека имеет две основные составляющие – когнитивную и эмоциональную. Первая – это знания человека о самом себе, второй – его отношение к себе. Оба эти компонента неразрывно связаны между собой и не могут быть представлены в чистом виде. 

Знания о себе человек получает через общение с другими людьми, и оно неизбежно обрастает эмоциями, интенсивность которых зависит от значимости этих отношений для человека.

Когнитивный компонент самооценки – совокупность убеждений о себе, которые могут соответствовать реальности или противоречить ей. Критерии когнитивного аспекта самооценки: мера реалистичности, способ обоснования самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выражения суждений о себе.

Эмоциональный компонент самооценки – эмоциональное отношение к этой совокупности убеждений (оценочные характеристики когнитивных аспектов самооценки).

Качественное своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, непосредственно влияющий на развитие каждого из них.

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter



Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём