Функции самооценки

Материал подготовила: Наталья Приймаченко, психолог.

В процессе самопознания у человека формируется определенное эмоциональное отношение к себе. В сочетании с объективными знаниями о себе, это отношение образует суть самооценки. 

Суть самооценки

Самосознание и самооценка являются результатом изучения и сравнения себя с другими людьми или с идеальным образом себя. Суть самооценки заключается в отношении человека к собственным качествам, поведению, возможностям, способностям и положению в социуме.

Самооценка поведения проводится на основании принятых в обществе социальных и нравственных норм, традиций и обычаев. Согласно К. Роджерсу, высокая, "забегающая вперед" реальных возможностей личности самооценка необходима для личностного роста.

Именно при наличии высокой самооценки возможно реальное понимание ситуации, себя и окружающих людей. Поведение такого человека отличает соответствие субъективного и реального.


Таким образом, самооценка – основной структурный элемент самосознания личности. Она играет определяющую роль в саморегуляции и самовоспитании.

Роль самооценки

Трудно переоценить роль самооценки личности в вопросах ее успешности и неуспешности, способности реализоваться в личной жизни, работе и социуме. То, как человек воспринимает собственное "Я", оценивает собственные возможности, душевные и физические силы, напрямую влияет на его жизнь и восприятие его окружающими.

Самоконтроль и самооценка являются регулятором поступков человека. Самокритичность, требовательность к самому себе, собственное отношение к личным победам и поражениям – компоненты, из которых складывается самооценка.

Самооценка выполняет следующие основные функции:
  • Самопознание – по сути, это ответ на вопрос "чего я достоин?", а также степень самоуважения и представление человека о собственной ценности;
  • Прогностическая – ответ на вопрос "что я могу?". Именно с этой функцией самооценки в наибольшей степени связан уровень притязаний, а также представление о собственной эффективности;
  • Защитная – присутствует только при наличии адекватной или завышенной самооценки и помогает пережить неудачу с минимальными последствиями, не обесценивая прошлые достижения и свою личность в целом. Следует учитывать, что при заниженной самооценке эта функция отсутствует;
  • Регулятивная – "что я должен делать, как себя вести". Эта функция отражает взаимосвязь самооценки и поведения человека, направленного на достижение успеха.
Именно в этом основная цель самооценки: наиболее эффективно регулировать поведение и деятельность личности. Самая высшая форма механизмов самооценки состоит в творческом отношении к собственной личности – стремлении изменить, улучшить себя.


Итогом формирования адекватной самооценки является самоуважение личности, ее вера в собственные силы, возможности. Это самооценка жизни в общем, не связанная с какой-то конкретной ее сферой и выражающая уважительное отношение человека к самому себе. Адекватная самооценка – это принятие себя, любовь к себе.

Самосознание и самооценка

В самооценке отражается результат того, что человек узнает в процессе самопознания и общении с другими людьми, а также проявляется его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.


Самосознание исторически наиболее поздний и хрупкий продукт развития психики человека.

Самосознание предполагает осознание своего "Я" во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание помогает человеку сохранить себя и свое "Я", а также регулировать всю сложную систему внутреннего психического мира.

Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и самовоспитание. Самопознание происходит в процессе сравнения себя с другими. Самоанализ и самооценка по принципу "я и другой человек" сохраняется у человека на всю жизнь и основывается на оценке им других людей, а также от мнения других людей о нем. Этот тип самопознания очень неустойчивый, ситуативный и может служить источником конфликтных ситуаций, особенно когда человек возомнит, что он всегда лучше других.

Более высокий уровень самопознания начинается, когда человек переходит к другому проявлению самооценки: сравнение себя не с другими людьми, а только с самим собой, по типу "я и я". 

Человек учиться самооценке своих эмоциональных и личностных качеств, поступков, сопоставлять, каким он был вчера и какой он сегодня. Самооценка психических состояний невозможна без развитых навыков самонаблюдения и самоанализа. Адекватная, конструктивная самокритика ведется не на уровне "я и другой человек", а на уровне "я и я".

В результате самопознания формируется определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. самооценка. В ней отражается представление человека о своих способностях, качествах и поступках, жизненных целей и возможностях их достижения, а также о своем месте в социуме. 

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter



Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём