Самооценка ребенка

Материал подготовила: Наталья Приймаченко, психолог.

Влияние самооценки на ребенка трудно переоценить, ведь на ее основе формируется личность. Эрик Берн утверждал, что при рождении детская самооценка безупречна, однако со временем она претерпевает множество изменений. 

Если эти изменения позитивные и развитие самооценки ребенка проходит адекватно, его жизнь в дальнейшем также сложится благополучно. В противном случае уровень самооценки ребенка оставляет желать лучшего, что непременно скажется на его будущем.

Формирования самооценки ребенка

Ребенок рождается без каких-либо представлений о том, как себя вести, без сложившейся самооценки. Он ориентируется на опыт окружающих его людей и на то, как они его оценивают. На формирование самооценки ребенка большое влияние оказывают позитивная или негативная оценка им собственной внешности, а также суждениях окружающих людей о ней. Кроме того, особенности самооценки детей напрямую зависят от отношений с родителями и оценки учебных способностей другими значимыми взрослыми.

Развитие самооценки проходит 4 этапа

1 этап – от рождения до 18 месяцев.

В этот период закладывается базовое доверие к окружающему миру и основа позитивного отношения к самому себе. В течение первого года жизни формируется чувство привязанности. Позитивная эмоциональная оценка со стороны родителей способствует формированию адекватной самооценки ребенка.

2 этап – от 1,5 до 3-4 лет.

У ребенка развивается чувство автономности или зависимости – смотря как взрослые реагируют на его первые попытки добиться самостоятельности. Самооценка ребенка дошкольного возраста напрямую зависят от уровня их автономии. Одобрение самостоятельности и любознательности закладывают основу повышенной самооценки у детей.

3 этап – от 4 до 6 лет.

Самооценка детей старшего дошкольного возраста складывается из его первых представлений о том, каким он может стать человеком. В зависимости от того, как протекает процесс социализации ребенка, у него формируется базовое чувство вины либо инициативы. Самооценка ребенка дошкольного возраста зависит от того, насколько жесткие правила поведения установлены для него и как строго родители контролируют их соблюдение.


4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет.

В этом возрасте происходит развитие любви к труду и самовыражению в продуктивной работе. Опасности этапа – отсутствие у ребенка определенных практических навыков и низкий статус в группе сверстников. Эти факторы могут привести к заниженной самооценки у ребенка. Он может разувериться в том, что способен наряду с другими участвовать в каком-либо труде. Даже самооценка одаренных детей существенно зависит от их представлений себе как о творческих и способных работниках.

Особенности самооценки детей

Формирование самооценки связано с активной деятельностью ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно создают ему ситуации, в которых он должен как-то отнестись к себе – оценить свои навыки, умение соблюдать правила, проявлять нужные качества личности и соответствовать различным требованиям .

В детстве круг общения предельно сужен. В основном родители влияют на самооценку малыша: если они любят его, уважают, хвалят за успехи, то, у ребенка складывается позитивное восприятие себя. Низкая самооценка у ребенка формируется, если с первых лет жизни он сталкивается с пренебрежением и неприязнью.


В раннем детстве в сознании создается как бы своеобразный фильтр, через который впоследствии человек будет воспринимать любую ситуацию. Поэтому так важно, какие установки родители заложили своим воспитанием.

Уровни самооценки ребенка

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Где уровень притязаний – это то, к чему человек стремится в разных сферах жизни. Уровень притязаний служит идеальной целью любой деятельности и закладывается еще в детстве. Он напрямую зависит от уровня самооценки ребенка.

Низкий уровень детской самооценки показывает, что ребенок не уверен в себе, застенчив, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле. Адекватная самооценка означает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности.Он игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков. 


Конструктивная критика воспринимается как придирка, а объективная оценка – как несправедливо заниженная. Ребенок с неадекватной самооценкой не признает своих ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения.

Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль и негативно сказываются на успехах ребенка.

Диагностика самооценки ребенка

В современной психологии существует несколько признанных методик исследования самооценки ребенка.

Методика В.Щур под названием "Лесенка" дает характеристику самооценки ребенка, основываясь на том, как они сами оценивают себя, как выглядят в глазах окружающих и как эти суждения относятся между собой. Эта методика применяется как в групповом, так и в индивидуальном формате.

Групповая работа позволяет быстро определить уровень самооценки у нескольких детей одновременно. Индивидуальная – обнаружить причины неадекватной самооценки. Ребенку показывают нарисованную лесенку, состоящую из 7 ступеней. Он определяет свое место на этой лестнице, причем на первой ступени располагаются самые "хорошие дети", а на 7-й соответственно – "самые плохие".

Также определить уровень самооценки у детей можно с помощью техники А.Захаровой для определения уровня эмоциональной самооценки. Ребенку предлагаются 8 кругов, нарисованных в один ряд, и дается инструкция: "Укажи, где находишься ты. Поставь букву "Я" в нужном кружке". 


Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего "Я- образа", осознает свою ценность и принимает себя.При указании на первый- второй круг – завышенная самооценка. При указании на круги далее четвёртого – заниженная самооценка.

Метод Д. Лампена под названием "Дерево", адаптированный Л. Пономаренко, используется для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки.
 
Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, какие позиции выбирает ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное состояние и совпадают ли они между собой.

Как поднять самооценку ребенку

Основные стратегии коррекции самооценки ребенка строятся на взаимодействии ребенка со сверстниками, родителями и другими значимыми взрослыми. 

Со стороны взрослых необходимо создать для него атмосферу любви, уважения и бережного отношения к особенностям и потребностям ребенка. Родителям и учителям необходимо проявлять интерес к его делам и занятиям, выражать уверенность в его способностях достичь успеха.

Однако работа с самооценкой ребенка немыслима без адекватной требовательности и последовательности со стороны взрослых. Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним анализировать результаты его действий, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. 

При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится. При этом важно научить ребенка ставить реальные цели и справляться с неудачами.


Для повышения самооценки необходимо обеспечить ребенку полноценное общение со сверстниками. Если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ему приобрести уверенность в общении.

Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка – один из важнейших факторов повышения детской самооценки. Чем разнообразнее и самостоятельнее его деятельность, тем больше у него возможностей проверить свои способности и расширить представления о себе и мире.

Педагоги также проводят различные игры и упражнения направленные на формирование позитивной самооценки у детей, формирование общности с другими людьми, снижение тревожности, психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.

В вопросе как повысить самооценку ребенку, задача родителей и детских психологов заключается в том, чтобы внимательно и чутко отнестись к его потребностям и помочь ему раскрыть свои способности. Для этого можно предлагать ему посильные задания развивающие ситуации. Вкупе с эмоциональной поддержкой и похвалой от взрослых, это будет значительно способствовать становлению адекватной самооценки у ребенка.

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter



Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём