Сказкотерапия – это исцеление с помощью придумывания, прослушивания или проигрывания сказок.
Все мы так или иначе соприкасались со сказкотерапией в детстве, когда слушали или читали сказки. Истории и сказки нас излечивают, мы словно проживаем эту ситуацию, идентифицируя себя с одним из персонажей. По мере того, как персонаж преодолевает сложности, борется со злодеями, побеждает несправедливость, он обретает силу, у него активизируются скрытые таланты и способности, он получает дар. Ребенок или взрослый, наблюдающий за сюжетом сказки, проживает эту историю вместе с главным героем и вместе с ним приобретает внутренние ресурсы и силу.
Это дает ощущение уверенности в себе, придает сил и позволяет переоценить свои проблемы, найти возможности справится с ними.
Реклама

Популярное на сайте: Подборка сказок для терапии детских страхов (прим.ред.)
Анализом сказок и их влиянием на человека занимались еще Карл Юнг, Зигмунд Фрейд и Эрик Берн. В России сказкотерапией занималась Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Она автор тематических книг и метафорических карт, с помощью которых можно работать с этим методом. Он больше распространён в терапии детей, но так же применим в работе с подростками и со взрослыми.
Все статьи с анализом сказок собраны в одном теге: анализ сказок (прим.ред.)
В сказкотерапии можно придумывать свои сказки, где персонаж проживает схожую с клиентской ситуацию, а можно придумывать продолжение классических сюжетов и историй, специально разработанных для терапии. Сказку можно построить в песочнице, можно играть с игрушками без песка, можно представлять сказку только в своем воображении или инсценировать сказку в группе. Способ работы со сказкой зависит только от предпочтений психолога и клиента.
Выделяют несколько видов сказок:
- Художественные;
- Психокоррекционные;
- Психотерапевтические;
- Медитативные;
- Дидактические.
В дидактических сказках это изучение какой-то темы, такой вид используется для работы с детьми в садах и школах.
Медитативные сказки служат для расслабления и восстановления психики.
Психотерапевтические и психокоррекционные сказки предполагают соответственно психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие.
Художественные же сказки знакомы всем с детства и пишут их писатели, а не психологи.
Детям очень близок и понятен метод сказкотерапии. Как правило, они с большим удовольствием погружаются в сюжеты. Этот метод очень экологичен и безопасен для детей, когда имеющиеся симптомы, сложности, с которыми приходит ребенок, он может прожить и проработать через персонажа сказки. Ребенок может наделить персонажа силой, помочь ему, таким образом он помогает себе справиться с реальными трудностями.
Со взрослыми сказкотерапия проходит немного по-другому. Нужно подготовить клиента к работе с этим методом, кому-то объяснить смысл, кого-то расслабить и дать в качестве разминки предварительные упражнения на развитие воображения. Связано это с тем, что часто взрослые не готовы просто играть, как дети, им важно понимать смысл и вместе с тем отключить голову, довериться процессу. Иначе может включиться такая распространённая психическая защита как обесценивание.