Огромная часть транзактного анализа – это Игры.
Психологические Игры Берна – серия скрытых транзакций с определенным предсказуемым результатом – финальной расплатой.
Стивен Карпман дополнил универсальную формулу Игры Берна, добавив понятие Переключение, относящееся к теории Драматического треугольника. Драматический треугольник подразумевает, что в Игре присутствуют три роли: Жертва (демонстрирует свою беспомощность и игнорирует свою силу), Преследователь (критикует, давит, принуждает) и Спасатель (вмешивается в дела других людей, помогает, когда его не просят).
Формула игры: К + Кл = Р > П > C > Р
Разберемся в ней.
Игра начинается с помощью Крючка: это некий стимул, адресованный к другому игроку с целью зацепить его слабое место (страх, уязвимость, гиперконтроль, грандиозность и т.д.). Происходит Клев и ответная Реакция. Далее наступает фаза неожиданного Переключения (например, когда Жертва переключается в Преследователя или Спасатель – в Жертву), Смущения ощущается как замирание и удивление, ошеломление. Заканчивается Игра Расплатой.
Реклама

Берн называл Игры яркими легко запоминающимися названиями, точно отражающими суть Игры. Например: "Попался, сукин сын", "Пни меня", "Если бы не ты".
В своей книге "Игры, в которые играют люди" (краткое описание книги) Берн предложил много способов классификаций Игр: по количеству игроков, по используемому материалу, по клиническим типам игроков и т.д. Целесообразна классификация согласно ситуациям, в которых они разыгрываются: "Супружеские игры", "Игры на вечеринках", "Игры в кабинете психотерапевта".
Рассмотрим несколько примеров Игр. Например, игра "Попался, сукин сын" и комплементарная ей "Пни меня".
Предположим, что есть начальник и подчиненный. Подчиненный должен каждый месяц в определенное число сдавать отчет. И случается так, что он по каким-то причинам не делает это в срок. Обнаружив нарушение в исполнении должностных обязанностей, начальник приходит в ярость, вызывает подчиненного и делает ему выговор, нелестно отзываясь и об умственных способностях своего подчиненного и о нем в целом. Расплатой для подчиненного скорее всего будут чувства обиды, вины, стыда, для начальника – гнев и подтверждение, что ни на кого нельзя положиться.
Что же произошло? Подчиненный неосознанно дал Крючок, вытеснив из памяти свою обязанность по написанию отчета; можно сказать, что он вошел в игру в роли Жертвы, т.к. проигнорировал свою силу и способность к самоорганизации и дисциплине. Начальник клюнул на Приманку, придя в ярость и раскритиковав не оплошность подчиненного, а его умственные способности и личность в целом. Он, безусловно, был Преследователем в этот момент. После того, как транзакции были завершены, начальник может ощутить, что его предали и подставили, таким образом, он переключился в Жертву, подчиненный может далее переключиться, к примеру, в Спасателя, оставшись на работе в дополнительное время, чтобы сделать отчет и проявить лояльность к фирме, или в Преследователя, распространяя нелестные сведения о поведении начальника.
Таким образом, подчиненный, неосознанно подставляясь, сыграл в "Пни меня", а начальник – в Игру "Попался, сукин сын".
Очень популярна также Игра "Да, но…". Вспомните, когда Вы пытались кому-то дать совет, которого у Вас не просили, или просили, но не хотели на самом деле принять. Тогда собеседник проявляет чудеса изобретательности, говоря, что "Да, Вы правы, советуя мне то-то и то-то, НО … (и дальше аргументы, почему реализовать это не представляется возможным). Если Вы замечаете, что играете с собеседником в Игру "Да, но…", лучше остановить свое желание дать рекомендации (в терминах Треугольника Стивена Карпмана – прекратить быть Спасателем), ибо советы и рекомендации Вашим собеседником с большой долей вероятности приняты не будут.
Список литературы:
1. "Игры, в которые играют люди" – Эрик Берн;
2. "Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы" – Эрик Берн;
3. "Современный трансактный анализ" – Ян Стюарт, Вэнн Джойнс;
4. "Жизнь, свободная от игр" – Стивен Б. Карпман.