Выученная беспомощность

Материал подготовила: Ольга Ковальчук, психолог.

Выученная беспомощность – это психическое состояние человека, в котором проявлена пассивность и нежелание преодолевать препятствия в жизни. Даже если ситуация предоставляет благоприятные условия, человек не стремится что – либо менять или же прекращает работать над задачей, при возникновении сложностей.

Навигация по статье:
  1. Эксперимент на собаках;
  2. Результаты экспериментов на людях;
  3. Ситуативная и личностная беспомощность;
  4. Источники формирования беспомощности;
  5. Как избавиться от выученной беспомощности;
  6. Общие выводы.

Эксперимент на собаках

Синдром выученной беспомощности впервые описали американские психологи Мартин Селигман и Стивен Майер в 1966 году. Проводился ряд экспериментов на собаках, с использованием разрядов электрического тока.
Реклама

Алгоритм экспериментов выглядел так:

В одной группе животных подвергали болезненной стимуляции током. Через некоторое время испытуемые смирялись, забивались в угол и не двигались. После этого собак помещали в другую камеру. Здесь располагался рычаг, который отключал электричество. Собаки сохраняли пассивность, продолжая терпеть.

В другой группе животных изначально помещали в камеру с рычагом. Собаки совершали многократные попытки избавиться от болезненных разрядов тока. В конечном итоге у них получалось найти рычаг.

Мартин Селигман предположил, что пассивность животных возникала на основании прожитого опыта и подобное поведение так же свойственно человеку. То есть если человек терпит неудачу в одном жизненном аспекте, то прекращает подобную деятельность и в других сферах жизни. Данный феномен у людей чуть позднее выявили многочисленные эксперименты ученых (Хануза, Шульц, Хирото и др.).

Результаты экспериментов на людях

Дональд Хирото проводил эксперименты на людях под воздействием сильного неприятного звука. Результаты оказались схожими с экспериментами над животными.

Согласно теории М. Селигмана, при негативном жизненном опыте человек убеждается в собственной беспомощности. В последующем, проявляет пассивность, не оценивая собственные ресурсы. Пессимистичный стиль объяснений человека с большей долей вероятности приводит к состоянию депрессии. Депрессия, тревога, подавленное состояние непосредственно влияют на физиологические процессы организма. Таким образом, утверждение, что оптимисты живут дольше и болеют меньше – научно обосновано.

Селигман писал, что женщины в большей степени склонны к депрессивным состояниям, потому что чаще размышляют о ситуации, прокручивая ее в голове. Мужчины же предпочитают действовать, менее склонны впадать в мысленные проигрывания негативных сценариев.

При выученной беспомощности дефицит может проявляться в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и познавательном.

1. Поведенческий: человек не проявляет инициативных действий, не вмешивается в ситуации. Как будто "плывет по течению".

2. Познавательный: ограничение когнитивных функций в обучении новым действиям. Человек попросту не усваивает, блокирует новую информацию.

3. Эмоциональный: человек испытывает подавленное, стрессовое, депрессивное состояние, обусловленное ощущением бесплотности совершаемых действий, чувством собственной никчемности.

Ситуативная и личностная беспомощность

Различают ситуативную и личностную беспомощность.

1. Ситуативная беспомощность проявляется как временная реакция человека в неподконтрольных ситуациях.

От того, каким образом трактуется собственная неудача, будет зависеть, возникнет ли состояние беспомощности у человека. Ситуация воспринимается в пессимистичном ("Не могу это контролировать") или в оптимистичном стиле ("Я прилагаю недостаточно усилий").

2. Личностная беспомощность – постоянная характеристика, которая формируется по мере развития личности. На возникновение синдрома влияет окружающая среда, семья.

Селигман отмечал, что выученная беспомощность формируется уже к 8 годам. Проявления видны в поведении ребенка: в степени самостоятельности и вере в успех.

Источники формирования беспомощности

3 источника формирования синдрома выученной беспомощности в онтогенезе:

1. Неблагоприятные ситуации, которые ребенок не способен контролировать (обиды и критика со стороны родителей и других взрослых, утрата близких, серьезные болезни, разлука и пр.). При этом, если травматичный опыт потерь будет смягчен, у личности сформируется представление о том, что негативные события временны (М. Селигман). В противном же случае происходит фиксация на негативе.

2. Пассивное наблюдение неблагоприятных событий, в которых проявлена беспомощность людей (военные потери, жертвы терактов и пр.).

3. Желание родителей делать что-то за ребенка приводит к тому, что у него возникает дефицит личного опыта взаимодействия с реальностью. Семья играет ключевую роль в формировании беспомощности, о чем свидетельствуют современные исследования. У родителей детей с личностной беспомощностью и у родителей самостоятельных детей обнаружены существенные различия в стилях воспитания (Циринг Д.А.).

Ф. Финхам и соавторы утверждали, что синдром выученной беспомощности относительно устойчив. Бернс и Селигман считали, что беспомощность остается в жизни человека постоянно. Правда, Селигман в дальнейших исследованиях доказывал, что если есть выученный пессимизм, то есть и обратная сторона: выученный оптимизм.

Как избавиться от выученной беспомощности

В книге "Как научиться оптимизму" Мартин Селигман указывает на то, что оптимистичный стиль поведения как противоположный полюс беспомощности может быть использован человеком, который прилагает сознательные волевые усилия.

Мысли человека о том, что попытки действовать не приведут к желаемому результату – блокируют активность, сводят к нулю результаты. Парадоксальность явления состоит в том, что наше мышление формирует внешние события. Мы трактуем события в негативном или позитивном ключе и создаем свое отношение к нему. Это отношение влияет на наши дальнейшие действия и получаемые результаты.

Селигман указывает на 3 параметра стиля объяснения. Анализ параметров дает ключ к преодолению выученной беспомощности:

1. Устойчивость.

Пессимисты убеждены, что неприятности носят устойчивый характер и при мыслях об этом у них опускаются руки ("Начальник постоянно меня критикует", "Я – никчемная личность"). Оптимисты верят, что неприятные события – это временное явление ("У начальника просто дурное настроение", "Я сегодня не в форме").

2. Универсальность.

Пессимисты объясняют собственные промахи универсальным образом, даже если проблема возникла в одной узкой области ("Все мужчины – идиоты"). Оптимисты находят конкретные объяснения для сложной ситуации, при этом нормально функционируют в других ситуациях или сферах жизни ("С этим мужчиной мы не нашли общий язык").

3. Персонализация.

При возникновении неприятностей человек винит себя или обстоятельства. Как правило, люди с заниженное самооценкой, в большей степени склонны к пессимистичному стилю. При адекватном уровне оценки себя человек способен принимать на себя ответственность, при этом не погружается в самокритичные суждения.

От синдрома беспомощности невозможно избавиться и его наличие не представляется критичным. Важно понимать то, что в разных жизненных ситуациях мы проявляем разные адаптивные стили, при этом общие стратегии жизни будут весьма эффективны. Пессимизм укрепляет нашу связь с реальной жизнью и помогает трезво оценивать разные ситуации. Оптимизм, как "жизнь в розовых очках" сам по себе не всегда оправдан. Можно выбирать оптимистичный стиль поведения, но если это оправданно – брать в расчет и пессимизм.

Важно спросить себя, какова цена ошибки в конкретной ситуации? Каковы будут последствия? Если эта цена велика, то оптимистичный стиль будет неверной стратегией. Важно идти рациональным путем, действуя осторожно с минимальными рисками. Когда вариант ошибки – не критичен, навыки оптимизма оправданы. Мы можем идти на риск, получать новый опыт.

Таким образом, важно научиться переключать фокус восприятия и понимать, что мы всегда разные. Вот некоторые способы, которые в этом помогут:

1. Отследите связь между ситуацией, убеждением и последствиями. Важно увидеть в контексте собственной жизни, что пессимизм порождает пассивность, уныние, тогда как оптимизм взращивает энергию и энтузиазм.

Например:

"Я устроился на новую работу, но чувствую себя неуверенным среди профессионалов в этом коллективе". (Неприятность).

"У меня ничего не получится. Я слишком мало знаю и не имею нужного опыта. Я неудачник по сравнению с ними". (Убеждение).

"Я уволился из компании по собственному желанию, я чувствую, что мне там не место". (Последствие).

2. Работайте с негативными мыслями. Убеждения рождают состояние, которое в свою очередь влияет на конечный результат. Механическое повторение позитивных убеждений не дает стойкого результата и часто вызывает внутреннее сопротивление. Преодолеть негативизм можно на уровне критического переосмысления.
  • Переключитесь на что-то другое, когда возникает привычный поток негативных мыслей;
  • Оспаривайте негативные убеждения, ищите доказательства того, что они ошибочны;
  • Дистанцируйтесь в ситуации возникновения негатива, посмотрите на все из позиции третьего лица. Это поможет избежать чрезмерных эмоций.
3. Обращайте внимание на оценку себя. Насколько высока ваша значимость в собственных глазах? Часто люди обесценивают самих себя, не придают должного значения каким – то своим навыкам и качествам. Ведение "Дневника успеха" – хорошая письменная практика для фиксации удачных действий, результатов усилий, личностных изменений.

4. Чаще думайте о позитивном в жизни. Погружайтесь в приятные воспоминания прошлого и мечты о будущем. Вспоминайте те ситуации, в которых вы чувствовали себя победителем, ощущали успех. Примите то, что вам есть чем гордиться и позвольте себе снова окунуться в эти ощущения.

5. Помните, что сама беспомощность может быть некой данностью в жизни. Но ее можно преодолевать за счет принятия ответственности на себя. Если вы сами управляете своими мыслями, вы будете управлять своей жизнью.

Общие выводы

  • Беспомощность формируется на начальных этапах развития личности ребенка и часто зависит от стиля воспитания родителей, окружающего мира в целом;
  • Беспомощность бывает ситуативной или личностной;
  • Личностная беспомощность влияет на физическое состояние человека, здоровье;
  • Противоположным стилем беспомощности поведения выступает оптимизм;
  • Оптимистичные люди имеют более адаптивный стиль поведения и могут быть эффективнее в жизни;
  • От беспомощности невозможно избавиться, важно учиться переключать фокус восприятия в разные полюсы шкалы пессимизм-оптимизм;
  • Оптимизму можно учиться и при желании трансформировать собственную жизнь.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter


Читать по теме:

|

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём